Учёные обнаружили новое препятствие к созданию искусственных артерий

Операции шунтирования таят опасность ведь, сосуды могут не только сужаться, но и терять эластичность, говорят эксперты, исследовавшие стволовые клетки.

Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире, при этом лечение стоит массу денег. Заболевание наносит ущерб кровеносным сосудам пациентов и может потребовать сложной операции шунтирования. Учёные из Научно-исследовательского института Моргриджа работают над мечтой о создании банков артерий — похожих на банки крови, распространенных сегодня — с легкодоступным материалом для замены больных или повреждённых артерий во время операции. Последняя работа в лаборатории регенеративного биолога Моргриджа Джеймса Томсона ставит науку на один шаг ближе к этой цели. Для производства артерий в лаборатории требуются два основных типа клеток: эндотелиальные клетки и клетки гладких мышц.

В 2017 году лаборатория продемонстрировала методы для генерации и характеристики эндотелиальных клеток, в то время как новое исследование сосредоточено на гладкомышечных клетках. Здоровые гладкомышечные клетки нуждаются в способности сокращаться, что помогает им распределять кровь по всему телу и регулировать кровяное давление. Используя экран с высокой пропускной способностью, команда определила небольшую молекулу, известную как RepSox, которая имела лучший потенциал для производства клеток с сократительными свойствами. При этом учёные обнаружили новое препятствие к созданию искусственных артерий.

Учёные обнаружили новое препятствие к созданию искусственных артерий

Поэтому, RepSox является специфичным для типа клеток, поэтому он ингибирует клетки гладких мышц и предотвращает развитие гиперплазии интимы, не затрагивая соседние типы клеток, такие как эндотелиальные клетки. Хотя это открытие приближает учёных к совершенствованию методов лечения сердечно-сосудистых заболеваний, Чжан говорит, что есть еще одна проблема для решения: зрелость клеток.