Всем нам приходилось ходить либо по продуктовому рынку, либо в торговом центре со множеством однотипных павильончиков (магазинов, бутиков), либо… по Интернету лазить, искать что-нибудь нужное. Вроде и цены у всех примерно одинаковые, и ассортимент похожий, но одни жалуются на конкуренцию, налоги, высокую аренду, «тупых клиентов» и тихо загибаются, а другие процветают, несмотря ни на что?
Что же одни делают не так, как другие?
Конечно, причины разорения одних и процветания других могут быть разными. Но рискну выделить одну, по моему мнению, главную черту всех процветающих бизнесов. От торговца продуктами на рынке до транснациональных суперкорпораций.
Это – внимание к мелочам.
«Мелочи не решают главного. Они решают всё!» Какие правильные слова! Этот лозунг старины Харви должен звучать в голове каждого, кто руководит хоть каким-либо бизнесом. Именно мелочи, складываясь в единое целое, и создают у потребителя образ, который мотивирует потребителя выбрать, кому именно отдать свои кровные. Именно мелочи являются «слабыми звеньями цепи», которые рвутся в самый неподходящий момент!
Американская авиакомпания провела опрос среди своих пассажиров, и результаты его оказались весьма показательны. Вопрос звучал примерно так: «Скажите, если бы Вам подали еду на грязной тарелке, как бы Вы оценили обслуживание наших авиадвигателей? (нужное подчеркнуть) ...хорошее, среднее, плохое». Так вот, больше 80% подчеркнули… правильно, «плохое». Хотя, казалось бы, причем тут тарелка, когда речь идет об обслуживании авиадвигателей? Но в голове у потребителя качество обслуживание его персоны формирует в мозгах образ работы всей компании, какого бы размера она ни была.
Поэтому в мелочах надо расставлять приоритеты, даже те, которыми заниматься на данный момент некогда, не оставлять «на произвол судьбы». Дела, предоставленные самим себе, имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Мелочи тоже бывают разные. Мелочи в маркетинге и рекламе, производстве, транспортировке, продажах, обслуживании, охране и учете, взаимодействии с проверяющими органами... Всех и не перечислишь. Какими надо заниматься срочно, какими попозже, какие вообще не видны пока…
Подскажут такую важную информацию… только люди «со стороны». Поэтому надо всегда стараться получить обратную связь. Отовсюду. Что думают о бизнесе клиенты, поставщики, конкуренты, проверяющие, в общем, все, кто хоть как-то соприкасается с этим конкретным бизнесом. Любым путем получать от них информацию! Именно она и покажет те важные «мелочи», на которые в самой фирме (тем более, если эта «фирма» состоит из одного человека) просто не обращают внимание. Привыкли. Именно поэтому в западных фирмах приглашают сторонних консультантов, чтобы выявить «мелочи», которые мешают фирме развиваться. И деньги платят соответствующие!
Пример. Звоню в некую фирму. Девочка из отдела заказов с приятным голоском бойко отвечает на вопросы. Цены, сроки, условия поставки… но при ответе на нестандартный вопрос на полминуты замолкает, затем переводит меня на «специалиста», который и говорить-то нормальным человеческим языком не умеет, объясняет всё на профессиональном жаргоне, да ещё и голосе явно проскакивает раздражение, типа «ну какие же вы все тупые, задолбали». Причем, как я понял, я был уже не первый, кто задал именно этот вопрос. Естественно, у этой фирмы я заказывать ничего не стал, хотя цены, сроки и т.д. в общем-то устраивали. А всего-то и надо было сделать – хотя бы поручить записывать той девочке нестандартные вопросы и переводить их с помощью специалистов в категорию стандартных.
И ещё одно замечание. Быть внимательным к мелочам – не значит быть мелочным. Мелочный человек никогда не будет богатым, он просто мыслит мелкими категориями, копейками, а не миллионами и миллиардами. Следовательно, и бизнес его всегда останется мелким.
Запомните главное правило любого бизнеса: «Бизнес состоит из мелочей»! И главное следствие из этого правила: невнимание к мелочам рано или поздно убьёт любой бизнес!
И наоборот!
Источник