Зима – непростое испытание не только для людей, но и для автомобилей. Причем вне зависимости от того, идет ли речь о новой иномарке или старых Жигулях. После ночной стоянки вы поймете, что общего между ними гораздо больше, чем вам хотелось бы думать. По данным Гидрометцентра, сегодня начнется самый холодный период зимы 2009-2010. Как не допустить «обморожения» автомобиля или реанимировать его при отсутствии признаков дееспособности?
Превентивные меры
Когда столбик термометра опускается до минус 20º С и ниже, такие понятия как подогрев сидений, полный привод, шипованные шины, ассистирующая электроника уходят на второй план – ничто из перечисленного не поможет вам запустить двигатель! Главная деталь вашего автомобиля в зимний период – аккумулятор. Как обеспечить его бесперебойную работу? Прежде всего, отдавайте предпочтение аккумуляторам известных производителей (Varta, Bosch). Да, их цена выше среднерыночной на 10, а то и 30%. Но, все же, оно того стоит – при правильной эксплуатации такие батареи служат не меньше 6-7 лет, а китайские и «неизвестно какие» могут отказать и после двух месяцев эксплуатации.
Сейчас на рынке все больше необслуживаемых аккумуляторных батарей. Они практичны и надежны, но есть недостаток и у них – создавая иллюзию абсолютной самодостаточности, они усыпляют внимание водителей. Хотя бы 1-2 раза в месяц проводите внешний осмотр аккумулятора. Если его клеммы окислились – снимите их, слегка прочистите наждачной бумагой и верните в исходное место, затянув гайками. Межконтактное сопротивление окисла не только вызывает разрядку батареи, но и противодействует ее подзарядке. Также разрядку может вызвать грязь на корпусе аккумулятора. По закону Ома, через грязь на поверхности батареи протекает ток между клеммами. Этот процесс протекает без нагрева или искрения из-за высокого сопротивления грязи. Словом, сухую тряпку в руки, и – вперед, наводить чистоту.
Не меньшее значение имеет исходное качество и текущее состояние моторного масла, а также его соответствие предписаниям компании-производителя. Если вы владеете постгарантийным автомобилем, не отходите от программы планового техобслуживания и меняйте масло не реже, чем раз в год (в независимости от пробега). Производить замену предпочтительнее осенью – свежесть масла в зимний (самый изнурительный для любого автомобиля) период гарантированна.
Не забывайте и о свечах зажигания. Мнение о том, что они могут работать бесконечно долго ошибочно – в среднем, их ресурс составляет 15-20 тыс. км.
Поговорим и о топливе, но только не в плоскости его качества – тут и до спора недалеко. Старайтесь не допускать опустошения топливного бака более чем на половину. Дело в том, что на его дне скапливается вода (она может попадать туда из-за конденсата, плохо затянутой пробки, с некачественным бензином и проч.). Пока она томится там под давлением топлива – все хорошо. Но стоит ей попасть в заборник бензонасоса (чаще всего это происходит при пустом баке) и двигатель тут же заглохнет…
Если все перечисленные меры вами предприняты, но температура за окном опустилась уже до -25-30ºС и поток городского движения заметно поредел – не поленитесь прогревать двигатель как днем (через каждые 2-3 ч), так и ночью. В первом случае у вас появляется шанс подышать свежим воздухом и передохнуть от работы, во втором – угостить пивом или хрустящей купюрой сторожей на стоянке. Если есть гараж – воспользуйтесь непременно (даже если он не отапливаемый, температура в нем будет выше, чем на улице на 5-7ºС).
Заводим/ реанимируем
Итак, вы своевременно заменили моторное масло и свечи зажигания, позаботились о «здоровье» аккумуляторной батареи. Задача – запустить мотор. 1) Включение потребителей электротока (подогрев сидений, «печка», обогрев заднего стекла и т.п.) допустимо только после запуска двигателя, ждем. 2) Перед включением зажигания необходимо прогреть аккумулятор протекающим током – это повысит его электрическую отдачу. Включите габаритные огни или аварийный сигнал, и подождите 40-60 с. 3) Выжмите педаль сцепления (если ваш автомобиль оснащен механической КП), облегчив тем самым вращение коленчатого вала. Ни в коем случае не давите на педаль акселератора – система впрыска позаботится о подаче топлива в цилиндры самостоятельно. 4) Попробуйте запустить мотор. Попытка должна длиться не дольше 5-7 с. Если с первого раза не удалось – дайте аккумулятору минутную паузу, он должен оклематься. То же самое – в случае неудачи при повторных попытках. 5) Если двигатель не запустился за 5-7 попыток – избавьте стартер от излишних страданий, переходите к реанимационным действиям. 6) Обратитесь за помощью к соседям – попробуйте «прикуриться» от чужого автомобиля посредством проводов или завестись с толкача/ буксира на второй передаче. Кстати, позаботиться о проводах лучше заранее (это совет на следующий сезон!). Во-первых, это экономия – в теплое время года их можно купить за 200-300 руб., сейчас – за 1 000-1 500 руб. Во-вторых, если у вас есть провода – вам вряд ли откажут в помощи, ведь «прикуриться» можно буквально за минуту. 7) Если соседи сами не знают, от кого бы «прикуриться», ваш спаситель – зарядное устройство для аккумулятора. Его можно приобрести во многих магазинах автомобильных запчастей или через Интернет. Цена вопроса – 1 000-9 000 руб. и выше, в зависимости от функциональности, эффективности и производителя. Самые популярные и надежные «зарядки» – Black&Decker, DeWALT, Hella. 8) Если вы планируете поставить автомобиль на временный прикол – рекомендуем вам снять аккумуляторную батарею, и занести ее домой.
Надеемся, наши советы помогут вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах!