Мы часто мыслим стереотипами. Мы привыкли думать, что лето – это тепло и солнце, хотя опыт подсказывает, что это не всегда так. Мы говорим, что зима заканчивается в феврале и рисуем цветы на мартовских открытках, как признак наступающей весны, хотя весь март лыжники обычно ещё проводят на лыжне. Мы уверены, что обучение всегда способствует тому, что мы становимся умнее, сообразительнее, способнее. Но все мы, а в особенности школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений, прекрасно знаем, как со временем «отличники» превращаются в «хорошистов», а «хорошисты» в «троечников».
Сейчас – немного фактов. Но не торопитесь откладывать статью в сторону, думая, что то, о чём в ней говорится, вас не касается – только потому, что в нескольких последующих абзацах речь пойдёт о тестировании школьников. Итак, результаты наблюдений.
Сравнительное исследование качества общего образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), осуществляемое Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements), в России проводится специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО совместно с Министерством образования РФ. В соответствии с исходным замыслом исследование TIMSS проводится каждые 4 года, что позволяет отследить изменения в математическом и естественнонаучном образовании, которые происходят при переходе из начальной в основную школу. Обследуется одна и та же совокупность учащихся, поскольку через 4 года учащиеся выпускных классов начальной школы становятся учащимися 8 класса, то есть можно посмотреть, как идёт развитие.
В кратком отчёте говорится: «Обследуемая совокупность учащихся 4 классов в 2003 году продемонстрировала результаты по математике, превышающие средний международный балл на 32 балла, а через 4 года результаты той же обследуемой совокупности учащихся, которая в 2007 году оказалась в 8 классе, по международной шкале по математике превысили средний международный балл на 12 баллов, т.е. при переходе одной и той же совокупности детей из начальной школы в основную было зафиксировано относительное снижение результатов учащихся по математике (на 20 баллов). Данные факты требуют дополнительного анализа.» Иными словами, происходит деградация школьников, но руководители и учёные мужи от образования не могут объяснить это явление.
Очевидно, что в системе образования нет и действующего решения для изменения ситуации. Вот итоги другого исследования. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
По грамотности чтения россияне набрали в 2000 году 462 балла, в 2003 – 442, в 2006-м – 440. Сводных данных за 2009 год пока нет. В данном случае проверялась способность понимать написанное, – так называемая функциональная грамотность: может ли и насколько хорошо человек, получив какую-то информацию, оценить её нужность, правильность и применить её в своей жизни. Как вы думаете, если человек не понимает написанного, сможет ли он понять учебник по физике, инструкции к компьютеру, этикетку на лекарствах?
Почему выбран возраст именно в 15 лет? Быстрый рост интеллекта ребенка наблюдается с момента рождения до 12 лет. Своего максимума интеллект человека, как правило, достигает к 15 годам, хотя существуют и индивидуальные особенности. Так, у детей с высоким интеллектом умственное развитие прекращается позже, у детей с низким интеллектом – значительно раньше. Дальше идёт угасание – чем выше уровень интеллекта, тем медленнее процесс, чем ниже – тем быстрее и вероятнее снижение этой способности.
Было бы ошибкой считать, что проблема образования касается только школьников и студентов. Как случается, что обучение приводит к деградации? Рассмотрим на примере. Представьте: вы счастливы, у вас в кармане есть некоторая сумма денег и вы собираетесь купить новенький компьютер. Вы не умеете на нём работать, никогда раньше этому не обучались, но уверены, что сможете научиться им пользоваться. Не боги же горшки обжигают! Вы приносите покупку в дом и начинаете читать инструкции и руководства. В этих толстых книжках и тонких брошюрках бывает очень много разных умных слов. Все они такие знакомые на слух, но почему-то внимание у нас начинает рассеиваться, голова начинает побаливать, хочется потереть глаза, да и вообще что-то бурлит в животе – не пора ли поесть? Вы начинаете осознавать, что ничего не понимаете в этих текстах. Вы уже не так уверены и сообразительны, как до покупки этого чуда техники.
Изучение инструкций – по сути учебный процесс. Преподаватель – человек, который должен уметь обучать, разрешать трудности учебного процесса. Что советует преподаватель, если нам трудно понять материал? Стандартный рецепт, которому не одна сотня лет: «учись прилежнее», «будь внимательнее», «сосредоточься»… Но вы стараетесь! И такое несоответствие начинает вас расстраивать. Вы начинаете верить, что что-то не так с вами, что вы не способны и что вам не дано это понять, потому что у вас «другой склад ума».
Или другой пример. Представьте себе, например, бухгалтера. Он довольно хорошо справляется со своими обязанностями. Но вот меняется законодательство, да ещё и начальство решает купить новое бухгалтерское программное обеспечение и его отправляют на курсы. Он пытается разобраться с законами и инструкциями, но ему не всё до конца понятно. Он возвращается на работу, но теперь делает всё медленнее и не так уверенно, как раньше. И теперь, недавно ещё вполне уверенный в своих силах, он чувствует, что почва выбита у него из-под ног.
Он чувствует себя глупым и неспособным. Налоговая проверка находит у него ошибки, подтверждая его же собственное, недавно появившееся у него нелестное мнение о себе. Также у него время от времени возникают проблемы с программой и он понимает, что не способен выполнить свою работу хорошо. Проходит ещё немного времени, снова появляются изменения в законах и правилах, снова появляются нововведения, снова в понимании этих новшеств есть пробелы, и вот человек принимает решение, что он ни на что не годен и что ему лучше бы бросить эту работу и заняться чем-то другим.
Когда обученный специалист не может работать по специальности или школьники сбегают с уроков или начинают испытывать отвращение к школе – происходит одно и то же: и те, и другие хотят находиться подальше от того, чего они не понимают. Это сложно. То ли дело флакончик с краской: нажал на распылитель – краска оставила след на стене. «Ура! Я могу! Я умный!» – с радостью начинает думать о себе молодой человек. Тут же появляется уверенность в себе, хорошее настроение и он с готовностью начинает применять свои умения… на стенах школы и в подъезде своего дома. Это не всегда радует директора и жильцов.
Примерно по такой же схеме появляется в школе плохое поведение, хулиганство, подростковая преступность, секс в свободное от уроков (или вместо уроков) время... У взрослых свои проблемы: депрессии, нервные срывы и прочие неприятности.
Что бывает, когда отсутствует понимание (присутствуют проблемы)? И школьный (или вузовский) преподаватель, и руководитель, желая добиться результатов, стараясь повысить уровень необходимости подопечного, начинают использовать по сути один и тот же метод: давление. Преподаватель ставит двойки и грозит отчислением, руководитель – снижает выплаты и грозит увольнением. Реакции на такое воздействие могут быть самые разные: бывает, что этот метод действует и человек берётся за ум, но в большинстве случаев – подавленность, неудовлетворённость собой и жизнью, а порой дело доходит до бунта – скрытого или открытого. Хочется ли вам находиться рядом с тем, чего или кого вы не понимаете? Обычно человек старается покинуть такое место или человека и быть там и с теми, что и кто понятны. А если нет возможности покинуть это место, тогда он устраивает бунт.
Но ведь можно не доводить до таких крайностей. Как? Ответ настолько прост и очевиден, что его перестали замечать. Нужно восстановить понимание, и проблема исчезнет. Понимание учебных предметов, профессиональных терминов и задач, а в последствии и конечном итоге – самой жизни (всех жизненных процессов). Так как люди обмениваются идеями (обучаются и общаются) с помощью слов, то первое, что следует хорошо понимать – это слова. Очень важно, чтобы и вы, и ваш собеседник или читатель использовали одно и то же определение слова, а также владели пониманием значений каждого из слов, которые слышат или читают.
Обычного чтения словарных статей с объяснениями не всегда бывает достаточно. Неспроста ведь появилось в народе выражение: «смотрю в книгу, вижу…» ну, дальше вы знаете. Как быть в этом случае? Как не биться головой о стену? Использовать технологию обучения и, в частности, технологию прояснения слов.
Мы счастливы, когда нас понимают. Будьте же способны понять и быть понятыми. Будьте счастливы!