Отношения между людьми в один момент заканчиваются - и тогда для многих пар развод неизбежен. Пока супруги делят детей и ложки-плошки, встает вопрос и о разделе совместной недвижимости, дач, земельных участков. Напомним, по российским законам получить свою половину могут только люди, которые зарегистрировали свой брак перед лицом государства. При расторжении так называемых "гражданских браков" отсудить квартиру или ее часть практически невозможно, уверяют юристы.
Когда люди решают жить вместе, традиционно они не задумываются о разводе или расставании. «Совместно нажитое имущество — это все, что было людьми нажито во время брака и при разводе делится пополам. За исключением тех случаев, когда супруги оформили до брака или во время него брачный договор», - сразу определился с терминами Сергей Слободянюк, адвокат компании «Адвокат — Недвижимость», председатель комитета по правовым вопросам Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, на круглом столе «Семейные отношения и недвижимость». Когда между людьми оформлен брак — по закону все материальные ценности делятся пополам, на совместных детей суд предоставляет некоторую долю в квартире, но, как правило, она минимальна, говорит Антон Баранов, генеральный директор «Авентин-Недвижимость». Таким образом, папе отходит полквартиры и маме - полквартиры плюс доли на детей. «Для Петербурга характерна ситуация, когда при разводе супруги делят трехкомнатную квартиру пополам — в итоге жена переезжает в однокомнатную с детьми, а муж — в коммуналку», - привела пример Наталья Лаврова, исполнительный директор компании «Дарко».
Сложнее стоит вопрос с гражданскими браками. Хотя, как подчеркнул Сергей Слободянюк, это не является гражданским браком. «Брак у нас только церковный, а регистрация отношений — и есть гражданский брак», - напомнил он. Все остальное — только сожительство, хотя участники круглого стола попытались найти более приятное слово — партнерство. «Все, что оформлено на одного человека — это его личная собственность и абсолютно бесполезно доказывать, что жили вместе и вместе приобретали имущество!» - уверен адвокат.
Сергей Слободянюк рассказал о четырех способах защиты супругов, чтобы при разводе не остаться на бобах. Первый способ — это оформление договора купли-продажи недвижимости в долевую собственность (при разводе супруги или сожители получают пополам имущество). Второй способ — оформление документов на одного из супругов. Тогда при разделе имущества муж/жена получат по половине, а при гражданском браке партнер останется без ничего (Если, конечно, не смогут договориться полюбовно любящие некогда люди. - Ред.). При третьем варианте собственность может быть оформлена на любого из супругов или на обоих, но после заключения брачного договора квартира или дом могут стать собственностью у одного из них. Иными словами, независимо от того, на кого была изначально оформлена недвижимость, брачным договором можно это изменить. Четвертый способ - документы на недвижимость оформляются сразу на двух партнеров/супругов, однако при решении любых вопросов с жильем присутствие обоих обязательно.
Таким образом, людям, живущим без штампа в паспорте, лучше всего либо оформлять недвижимость в долевую собственность, либо писать расписки о том, что на приобретение такой-то недвижимости партнером получена энная сумма. Например, если квартира приобретена в ипотеку, то судьи без этих расписок не будут разбираться, кто, когда и сколько вносил платежей в банк.
Рассмотрели участники круглого стола и классическую ситуацию, когда молодым жилье покупают родители. При этом всю сумму вносят только родители одного из супругов. Часто задаваемый вопрос: как обезопасить сторону, фактически отдавшую свои кровные деньги на самое ценное в нашей стране, от раздела имущества, нажитого в браке? По мнению юристов, самый правильный способ — это приобретение жилья по договору в пользу третьих лиц. Это означает, что родители вносят платежи, но владельцем недвижимости становится их ребенок. Тогда при разводе недвижимость остается за последним. В случае же если родители одного из супругов просто оплачивают недвижимость, а титульным собственником становится их ребенок, недвижимость, приобретенная в период брака, становится совместной собственностью. В случае развода, увы, жилье поделят пополам.
В данной ситуации доказательством того, что оплата квартиры была фактически произведена родителями супруга могут быть: нотариальный договор дарения денег на квартиру или перевод денег со счета родителей супруга на счет продавца недвижимости. Сергей Слободянюк пояснил, что доказательств в передачи денег от родителей одному из супругов для признания недвижимости его личной собственностью будет недостаточно. Важно, что именно эти деньги были потрачены на приобретение недвижимости, а не проиграны в казино.
Распространены среди родителей, желающих передать жилье своим детям, и такие формы, как дарение или завещание. Квартира при любом раскладе останется за ребенком: по закону завещанное или подаренное не является совместно нажитым имуществом. Существует один тонкий момент — договор дарения вступает в силу в тот момент, когда гражданин ставит подпись, и никогда он не будет иметь обратной юридической силы, даже если подаривший изменит свое решение. Дарение — это навсегда! А вот завещание может быть переписано в любой момент. Просто человек мог передумать и вернуть себе квартирку или пообещал оставить наследство другому родственнику. С точки зрения справедливости, способы приобретение жилья по договору в пользу третьих лиц или дарения — более надежные, отметили в один голос присутствующие юристы и риелторы.
Советник гендиректора по развитию Универсальной ипотечной компании «Уником» рассказал и о популярной нынче федеральной программе «Молодежи — доступное жилье». Так, по его словам, теперь для безопасности банки требуют оформлять документы в общую долевую собственность. Наталья Лаврова, исполнительный директор компании «Дарко», отметила, что сейчас среди молодежи резко вырос спрос на покупку жилья по ипотеке. Это люди в возрасте 25 -27 - 35 лет. Причем многие из них пару-тройку лет назад уже брали ипотеку, но с появлением ребенка решили улучшить свои жилищные условия. Теперь они обращаются за новой ипотекой - и тут начинаются сложности, поскольку продать нынешнее жилье и приобрести новое не получится: у ребенка должна быть доля. «И если ребенка негде зарегистрировать, например, у бабушки в квартире, то такие сделки у риелторов, как правило, срываются», - говорит Лаврова, добавляя, что профессиональные риелторы не берутся за сделки, нарушающие права детей.
В общем, участники круглого стола полагают, что единственный способ обезопасить себя и свое имущество и не остаться без крыши над головой — это брачный договор. Этот документ оформляется только у нотариуса как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Причем этот контракт можно изменить в процессе жизни, но только при обоюдном желании супругов. Вопреки сложившимся мифам, в документе указываются только права на имущество, заработанные средства и алименты на детей. Это весьма важный документ, который может при разводе решить многие споры.
Напомним, что в России брачный договор не может указывать супругу (супруге), как воспитывать детей, запретить получать образование, работать, проживать в определенном месте, выезжать за пределы страны или города.
Развитию такого института, распространенного в западных странах, мешают менталитет и психологический настрой. Кроме того, по большому счету многим россиянам не многое приходится делить: квартира, дача, машина - «да в принципе и все», говорит Антон Баранов. Сколько ежегодно заключается брачных договоров в России, доподлинно неизвестно: ни граждане, ни оформляющие договоры нотариусы не разглашают эти данные. А вот разводов, согласно статистике стало меньше. По данным Росстата, в первом квартале 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество разводов сократилось на 8%, со 166 тысяч до 153 тысяч. Однако вступать в брак люди тоже стали реже - если в первом квартале 2010 года в загс по доброй воле пришли 372 тысячи человек (186 тысяч браков), в прошлом году - 424 тысячи человек (212 тысяч). Таким образом, количество заключенных браков сократилось на 25 тысяч, или на 13%, говорят сухие цифры статистики.
Если люди не могут договориться между собой о разделе имущества, их, к сожалению, ждут суды. Причем, юристы отметили позитивную тенденцию - с каждым годом сроки рассмотрения дел о дележке жилья сокращаются: еще в начале 2000 годов в среднем петербуржцы делили доли в квартирах по 10 лет, то сейчас на это уходит года три. Нередки случаи, когда в квартире 1/3 принадлежит супруге, а, например, 2/16 доли мужу. «И жить не могут, и разойтись не в состоянии», - печально заметила Лаврова и привела пример, когда в агентстве недвижимости в соседних кабинетах сидели бывшие супруги, а риелтор попеременно узнавал мнение одного из них, докладывал другому и так далее. «Бывают и такие случаи!» - говорит она, подчеркивая, что при дележке недвижимости риелторы порой выступают и психологами, и юристами, и посредниками.
Эксперты рынка говорят, что многие клиенты сидят и ждут, когда адвокаты решат все вопросы, но сами не пытаются договориться с противоположной стороной. «Есть судебное право, а есть тонкая грань, когда судебные приставы не в силах помочь», - добавил Баранов. «Здесь работает право сильного, - откликнулся Слободянюк, - и заставить продать доли никто не может».
Проанализировав рынок предлагаемых юридических услуг, можно сделать вывод, что суды обходятся гораздо дороже. Так, например, составление брачного контракта обойдется петербуржцу в 300-500 рублей + консультация в размере от 1 до 3 тысяч рублей. Подготовка одного документа для искового заявления обойдется клиенту не менее чем в тысячу рублей. За подготовку материалов и документов, представляемых в суд, - от 5 тысяч рублей. А ведение дел в суде, например, в первой инстанции, и вовсе начинается с суммы в 15 тысяч. Вот и получается, дешевле либо не разводиться, либо составлять брачные договоры.