Итак, встреча с инспектором ДПС оказалась неизбежна и ваш автомобиль остановили. Совершенно не важно, что именно послужило причиной остановки, будь то нарушение вами правил дорожного движения или просто стандартная «проверка документов», но факт остается фактом.
Существует несколько форм типичного поведения водителя в такой ситуации. Одни сразу же выходят из машины и направляются к инспектору, другие вальяжно сидят в автомобиле чуть приоткрыв стекло, а третьи не дожидаясь представления инспектора сразу же начинают признаваться во всех совершенных правонарушениях. Каждая такая форма остается на усмотрение водителя и позволяет инспектору (как хорошему психологу) выстраивать дальнейшие взаимоотношения с вами согласно сделанному вами же шагу.
Итак, главный вопрос: а нужно ли выходить из автомобиля? Обратимся к документу, регламентирующему права и обязанности инспектора – к Административному регламенту (Приказ №185). В пункте 70 которого сказано следующее.
а) выйти из транспортного средства в случаях:
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как видно из текста документа, инспектор вправе предложить, но уж никак не вправе требовать выйти из автомобиля! Этим правом действительно многие пользуются, особенно в случае нарушения ПДД, и на предложение инспектора «Пройдемте на пост (или в патрульный автомобиль) для составления протокола» отвечают: «Я подожду в машине.»
Что творится в голове у остановившего вас инспектора, никому неизвестно, а потому такое заявление водителя может обернуться против него самого.
Изучая судебную практику, можно сделать следующие выводы о дальнейших последствиях.
Первый вариант – самый благоприятный. В отношении вас был составлен протокол на то самое незначительное нарушение, и вы спокойно продолжаете путь.
Во втором варианте будет все то же самое, однако бланк протокола намеренно будет заполняться намного дольше обычного. Тем самым инспектор покажет свое превосходство над ситуацией.
Третий вариант можно назвать дополнительной местью. Вы превысили скорость на 20 км/ч, а в дополнение будет составлен протокол за тонировку и не пристегнутые ремни. Стоит отметить, что к таким вещам инспекторы прибегают крайне редко.
Третий вариант самый опасный и включает в себя дополнительные якобы совершенные нарушения, и здесь можно ожидать все что угодно. Как правило, после разговора с инспектором на повышенных тонах может произойти следующее.
Водитель сидит в своем автомобиле или стоит рядом с ним, неторопливо потягивая сигаретку в ожидании, когда инспектор сам принесет протокол. А инспектор в это время составляет протоколы за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Таких случаев очень много! «Как же понятые?» – спросите вы. Здесь все очень просто. Пока вы находитесь в режиме ожидания, инспектор останавливает понятых. Далее стандартная фраза: вон там видите водитель, вот он отказывается от прохождения медосвидетельствования. Подпишите здесь и свободны.
Хорошо, если удастся потом отыскать понятых, хотя и это не панацея от лишения прав, хорошо, если в суде удастся доказать отсутствие факта отказа, а если нет?!
За своими документами, находящимися в руках инспектора, действительно нужно пристально следить, чтобы потом не оказалось, что вы их не передавали, и чтобы не оказались в ситуации, описанной выше.
Выходить или не выходить из своего автомобиля остается на ваше усмотрение. Будьте внимательны, особенно сейчас, когда у инспектора есть права и обязанности, позволяющие превышать полномочия, а у водителя есть только обязанности, в то время как его права мало кого волнуют.