Самый распространённый способ обмана – недовес и недолив. Вам могут положить в тарелку немного (а если персонал особенно нагл и смел, то намного) меньше салата, гарнира или мяса (рыбы), чем заявлено в меню. Мы все знаем, что большая тарелка визуально уменьшает порцию, и наоборот. Поэтому Вам могут принести Ваш заказ на маленькой тарелке, даже если должны по правилам сервировки использовать большую, и Вы не заметите обмана. А если у Вас банкет, то салаты могут разложить по салатникам, и сколько там порций, Вы не сможете определить. Просите, чтобы салаты раскладывали в отдельные тарелки.
А в баре могут недолить в бокал, и поможет в этом обыкновенный лёд. Например, если в меню объём порции 200 мл, а лёд не указан в ингредиентах, и Вам принесли 200-миллилитровый стакан напитка со льдом, то Вас обманули. Чистый объём такой порции порядка 120 мл вместо 200 мл. Вам должны были, если Вы хотите со льдом, подать его в отдельной посуде, или принести напиток в стакане объёмом 300 мл. В коктейли, в рецептуру которых входит лёд, бармены могут налить меньше алкоголя ( а он порой очень недёшев), но положить побольше льда. Поэтому пусть коктейли готовят при Вас, - не всякий бармен рискнёт «химичить» на глазах у клиента. Также, если, например, водка подаётся в графине, то 50 мл недолива Вы не заметите, просите, чтобы бутылку открыли и перелили при Вас. Могут более дорогие алкогольные напитки заменять аналогичными дешёвыми. Чтобы разоблачить такой обман, нужно быть либо большим знатоком, либо ещё не достаточно пьяным.
Повара тоже могут неплохо нагреть руки на обмане. Порой вместо оливкового масла при приготовлении блюд они используют подсолнечное, дорогой сыр заменяют, к примеру, «Голландским», парное мясо - замороженным. А то и вовсе могут использовать уже списанные продукты – не пропадать же добру. Но хуже всего, если Вам подадут еду «секонд-хэнд»: то, что осталось нетронутым на чужих тарелках, перетасовывают, немножко добавляют свеженького, подогревают, если надо, и подают заново как вновь приготовленное блюдо. В этом поварам помогают посудомойщицы.
Можно привести ещё много способов обмана посетителей ресторанов, баров и кафе. «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», - эта пушкинская фраза вполне применима и к этой ситуации. Однако те заведения которые дорожат своей репутацией, уважают и себя и своих гостей, никогда не пойдут сознательно на различные уловки и не допустят, чтобы подобный персонал работал в их заведении.