Автор Дмитрий Баринов
Не верьте официальной статистике, утверждающей, что объем продаж новых автомобилей в этом году упал всего в каких-то два раза. Статистика, рассчитанная на людей, не привыкших анализировать, часто лукавит. Лучше оценить ситуацию собственными глазами. Загляните в салон ЛЮБОГО крупного дилера в столице или провинции (словом, местоположение не играет абсолютно никакого значения). Не сомневайтесь: вы почувствуете, что попали на особый, закрытый показ! Ведь других покупателей (потенциальных, разумеется) вы просто не увидите. Для тех, кто забыл, напомним: всего год назад в салонах стояли очереди из покупателей, а менеджеры по продажам гордо надували щеки: «вам придется подождать полгода, машин в наличии нет».
Вот и дождались. Машин достаточно, а на покупателей нет даже и намека. Теперь посчитаем. Во сколько раз упали продажи? Если раньше в салоне стояла очередь, а сегодня - никого? Явно не в два, и даже не в три раза. Откуда же появилась внушающая оптимизм обывателю статистика? Возможно, речь идет о манипуляциях с отчетностью, которую давно освоили как западные, так и российские банки. А дилеры разве хуже? Скорее всего, в статистику проданных попадают автомобили, которые до сих пор пылятся на задворках салонов у дилеров.
Откроем маленький секрет: склады забиты под завязку. При желании там можно обнаружить машины не только прошлого, но и позапрошлого годов выпуска. Конечно, долго такое положение дел продолжаться не может. Якобы проданные автомобили не смогут загнивать на складе еще пару лет. От них все равно придется избавиться. И сделать это многие дилеры постараются еще до конца года.
Между тем продавать автомобили они до сих пор не научились. И даже кризис пока не заставил многих из них переосмыслить ситуацию. Набор маркетинговых инструментов, которые мы наблюдаем сейчас, практически не отличается от тех, что использовались дилерами до кризиса. То есть настоящая война за покупателя, с беспощадными битвами и сражениями, так и не началась. Как правило, дилерские спецпредложения ограничиваются символическими скидками, не превышающими 15 процентов (и это в условиях, когда зарплата у основной категории покупателей значительно снизилась, а кредитное плечо фактически исчезло). Разумеется, есть приятные исключения. Например, в сегменте представительских моделей впервые появилось предложение дешевле 50 тысяч долларов (речь идет о Cadillac STS). В сегменте машин для среднего класса подобных предложений (с дисконтом более 30 процентов) вы пока не встретите.
Но это вовсе не значит, что они не появятся. Наоборот, совсем скоро начнется операция «Ликвидация». Ведь до конца года придется закрывать реальные балансы, а фиктивные машины надо будет продавать любыми способами. А так как у наших дилеров серьезные проблемы с фантазией и новыми маркетинговыми приемами, то они начнут играть в банальный демпинг. Причем не с покупателем, а друг с другом. На очень коротком отрезке времени (с ноября по январь) мы станем свидетелями ценовой войны. Учитывая ситуацию на рынке, можно сделать очевидный вывод: победителей, которым удастся избавиться от складских запасов и свести фиктивные отчеты с реальными балансами, будет совсем не много. Что будет с проигравшими?
Ответ зависит от размера долговой нагрузки того или иного дилера. Есть компании, долг которых по нынешним временам можно назвать символическим. У таких шансы выжить, конечно же, есть. У компаний с большими долгами шансов на выживание практически нет. А значит, их банкротство станет второй частью операции «Ликвидация».
Источник