Приобретая товары, на упаковке товаров мы с вами зачастую видим загадочную надпись «ISO 9000» и подобные. Что же скрывается за этой аббревиатурой?
В своё время специалисты Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization) разработали семейство стандартов ISO 9000, которые являются на данный момент наиболее популярными при сертификации систем менеджмента качества. На основе этих стандартов производится сертификация большинства предприятий по всему миру. В России действует собственный национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001, но национальные стандарты, с другой стороны, не всегда признаются в других странах.
Данная система содержит восемь основных принципов менеджмента качества, вот о них я и расскажу поподробнее.
Собственно, эти принципы позволяют руководству предприятия успешно внедрять у себя систему менеджмента качества, которая обеспечивает высокое качество производимого ими продукта.
Принцип первый. Нацеленность (ориентация) на потребителя
Любое предприятие, независимо от того, оказывает оно услуги или производит продукт, удовлетворяет некие потребности покупателей. В то же время и потребитель зависит в своих запросах от поставщика товара или услуг. Поэтому поддержка взаимосвязи с потребителем является первичным принципом СКМ.
Принцип второй. Лидирующая роль руководителя
Без анализа и планирования направления производства и обозначения основных целей в развитии предприятия трудно обеспечить гармоничное развитие и существование производства в целом. И именно поэтому важно, чтобы руководитель не только осуществлял контроль, но и принимал рациональные организационные решения. Деятельность руководства, согласно стандартам ISO, должна быть направлена на удовлетворение запросов конечного потребителя.
Принцип третий. Участие работника
Одна только заинтересованность руководства не может обеспечить должный уровень производства, необходимо, чтобы в качестве конечного продукта были заинтересованы все работники. Подобная заинтересованность позволяет наиболее полно использовать потенциал сотрудника.
Принцип четвертый. Процесс как основа
Построение управления ресурсами (товарными, интеллектуальными и т.д.) должно быть организовано как единый и неразрывный процесс.
Принцип пятый. Системный подход к менеджменту
Организация управления ресурсами как единый процесс возможна только при условии организации четкого руководства, поэтому анализ и устранение недостатков в системе управления (в менеджменте) важны и осуществимы с помощью системного подхода.
Принцип шестой. Непрерывное улучшение
Остановка на каком-либо этапе развития компании приводит к отставанию от конкурирующих производств, что приводит к снижению качества продукции (услуг) относительно конкурентных товаров.
Принцип седьмой. Принятие решений на основе анализа
Перед принятием решения необходимо проводить тщательный и подробный анализ как конкурентов, так и складывающейся рыночной ситуации.
Принцип восьмой. Отношения с поставщиками, основанные на взаимной выгоде
Такой подход во взаимоотношениях позволяет избежать дефицита комплектующих и других материалов, необходимых для производства.
Организация производства, основанная на данных принципах, позволяет сертифицировать производство на соответствие стандартам ISO.
Что же это дает конечному потребителю, то есть нам с вами? То, что товар, несущий данный знак, произведен в условиях, отвечающих высшим стандартам производства, что обеспечивает его высокое качество.