Кто-то начинает держать ребенка над тазиком с первых дней жизни, и чадо успешно справляется с важной задачей сам уже к 7 месяцам, а то и раньше.
Кто-то приобретает музыкальный горшок и заинтересовывает малыша приятными мелодиями, как только тот научится самостоятельно сидеть, и кому-то это помогает, но кому-то и не очень. Кому-то на помощь приходит заразительный пример старших братьев и сестер.
Мы попробовали первый способ, и выяснилось, что терпения дождаться необходимого результата у мамы гораздо меньше, чем загружать, выгружать и развешивать белье.
Второй способ нам тоже не подошел, потому что от старших детей нам в наследство остался очень миленький белый в мелкую черную крапинку с очень хорошеньким слоником-наклейкой на спинке пластиковый простой трон-горшок.
Третий вариант сработал значительно позднее, когда подражание стало основной деятельностью: к году и семи. Поэтому с теми, у кого получилось так же, спешим поделиться опытом: авось, кому и пригодится.
Старших детей я по советам в журнале стала приучать ровно в 10 месяцев. И опыт приучения был очень быстрым и успешным. С третьим же я с некоторым трепетом значительно ранее и несколько раз приступала к этому делу.
Но вот, когда стирка и частое переодевание стали одолевать больше, чем желание приучить к горшку, примерно в восемь-девять месяцев мы вывели на сцену последнего.
Поначалу искали подходящее место и варьировали его.
Сначала я ставила горшок к себе на постель. Хотя это не рекомендуют из соображения безопасности. Но и мы также исходили из соображения чувства безопасности у ребенка, которое тот испытывает, находясь на маминой постели, где он постоянно привык бывать на кормлении и все время ночного сна. Затем высаживала сына сразу после сна. Примерно с 8-9 месяцев. Первые опыты были очень удачными, и сыну очень даже понравилось.
Потом мы спустились на пол и высаживались также после сна у кровати. Этот метод иногда давал сбой, так как вниз сыну явно не хотелось, особенно после сна. И у нас даже на какой-то период прекратилось это важное дело приучения к гигиене. Однако когда это подзабылось всеми, мы вновь возобновили необходимое занятие.
Теперь горшок стоял у нас в ванной комнате, и мама носила туда сына на руках: сначала после сна, а потом, когда малыш стал более ясно подавать сигналы, и в период бодрствования, особенно через некоторое время после еды. Ездить в туалет на руках у мамы моему дитю очень понравилось.
Однако усидеть на нашем троне малышу-непоседе было непросто. Он так и рвался обследовать все, что поближе лежит, стоит или висит: ему нужно было срочно в этот момент покрутить ручку включения стиральной машины-автомата или попытаться открыть ее дверцу, или еще лучше нажать на кнопку включения, или схватить вантуз, или сдернуть мыльницу с раковины. Поэтому я стала готовить заранее игрушки.
Выбор игрушки у нас тоже происходил методом проб и ошибок. Ведь отвлечь какой-то привычной игрушкой от таких интересных вещей, как ручка машинки, при повороте которой что-то загорается, довольно непросто, даже в таком новом (на полу) и не совсем новом месте (все-таки мы купаемся в ванной, вытираемся на подставке), как ванная комната. Поэтому первые варианты игрушек и погремушек мой сынуля просто отшвыривал и вскакивал поскорее, чтобы добраться до машинки. Но и с этим нам удалось справиться.
Потом нашей самой любимой игрушкой стал небольшой пластиковый мячик. Мы очень даже неплохо сидим, держа его в руках, или, нечаянно выронив, с удовольствием смотрим, куда он катится или закатился. Особенно интересно, когда он закатывается под наш трон, и мы пытаемся там разглядеть мяч без каких-либо попыток спрыгнуть или слезть.
Еще можно дать немного туалетной бумаги: понаблюдайте, сколько всего интересного с нею получается сделать во время процесса: смять, мелко разорвать, попробовать на зуб, покидаться.
Одновременно с поиском подходящей отвлекающей игрушки мы продолжали искать наиболее уютное местечко в ванной комнате. И мы его нашли. Оказалось, что самое уютное место для посиделок на горшке находится между стиральной машиной и дверью в туалет (у нас совмещенный санузел, что только добавляет проблем). Место совсем узенькое: как раз для нашего трона. Затем мы это место утеплили, положив половинку пенного коврика с яркими картинками. Чтобы коврик слишком не кромсать, мы его загнули со стороны машинки: получилась теплая яркая стенка и такой же пол, поэтому сидеть за важным делом моему жучку стало интереснее – можно рассматривать любимую картинку, трогать ее руками и ногами, загибать-разгибать. А когда надоест, можно мячик покатать и покидать: места мало, далеко не улетит. Вся процедура обычно занимает минут 5-10. И приятно, и полезно.
Напомним также известные правила приучения: непосредственно в ванной комнате для «провокации» можно включить воду. А по окончании процесса поцеловать в макушку, порадоваться, показать результат малышу, хотя поначалу он и сам очень интересуется содержимым своего трона.
В общем, мой «маська» очень быстро все понял и все связал.
Так, между делом, все требуемое и ожидаемое происходит быстро и непринужденно, и довольные мы возвращаемся к другим прерванным делам.
У нас основной период приучения выпал на конец лета, осень-зиму. Поэтому, когда стало холодно выбегать с покряхтывающим малышом через прихожую в ванную, мы переехали обратно в комнату. Нашли в ней темненький уголок, также оборудовали его ковриком, но игрушки больше не понадобились. Ребенок стал приходить, садиться на горшок, а уже после важного дела шел играть.