Поскольку, как гласит народная мудрость, чтение – всему голова, чем быстрее ребенок овладеет в школе (или даже в дошкольном учреждении, а может быть, и дома) умением осознанно читать, тем успешнее он сможет учиться. Однако обучать ребенка чтению нужно без принуждения. И тест поможет вам достаточно объективно определить степень готовности ребенка к такой важной процедуре.
За каждый утвердительный ответ полагается 1 балл.
1) Хороший ли у ребенка словарный запас?
2) Хорошо ли он различает похожие звуки?
3) Оперирует ли ребенок в разговоре развернутыми, не простыми предложениями?
4) Есть ли у ребенка логопедические проблемы?
5) Внимателен ли ребенок во время чтения?
6) Любит ли он слушать рассказы и сказки?
7) Способен ли пересказывать их?
8) Ребенка больше интересует содержание сказок, чем иллюстрации к ним?
9) Есть ли у ребенка желание самостоятельно рассматривать книжки?
10) Он аккуратно хранит свои любимые книги?
11) Имитирует ли ребенок, не умеющий еще читать, чтение вслух?
12) Просит ли малыш научить его читать?
13) Знает ли он буквы?
14) Он понимает смысл большинства сложных слов?
15) Узнав буквы, пытается ли он самостоятельно складывать их в слова и читать?
16) Ребенок учится читать с радостью и удовольствием?
17) Пытается ли он «писать» собственные книжки, наклеивая в тетрадь картинки?
18) Интересуют ли его познавательные книги (о городах и странах, растениях и животных, реках, морях и океанах)?
К Л Ю Ч:
Если сумма баллов составила всего от 0 до 7, это означает, что нужно срочно бить тревогу – ребенок абсолютно не готов к началу обучения в школе, где одна из главных дисциплин в первом классе – чтение! Следует как можно быстрее заинтересовать его книгами с яркими картинками и занимательным содержанием. А при необходимости – призвать на помощь детского психолога (или даже логопеда).
Если сумма баллов в пределах от 7 до 12, это может говорить о средней способности ребенка к чтению. Интерес к книгам у него скорее всего неустойчивый, ситуативный. Нет выраженного желания учиться читать, и потому следует подобрать ключик к нему, чтобы пробудить в нем это желание (возможно, с помощью общения с ровесниками, уже умеющими неплохо читать, – их пример может оказаться для него заразительным).
А сумма от 12 до 18 баллов свидетельствует о том, что ребенок готов овладевать навыками чтения. Скорее всего, его интересует не только возможность «читать, как взрослые», но и самостоятельно узнавать много интересного и полезного из книг.