Обычно формат «магазин у дома» подразумевает площать торгового объекта в 30-200 увадратных метров. Правда, крупные сети сегодня открывают такие магазины и большей площади. Отличительной чертой магазинов у дома является ведение торговли через прилавок. Даже вновь открываемые магазины строят свою планограмму, исходя именно из такого вида торговли.
Многие предприниматели не берут во внимание мнение специалистов, занимающихся проектированием магазинов о том, что использование формата самообслуживания сегодня позволяет расширить торговую площадь на 30%, а продажи поднять на 30-50%. Современное торговое оборудование и профессионально выстроенная планограмма магазина дают возможность работать в режиме самообслуживания даже очень небольшим магазинам.
Правда, многие ритейлеры в условиях растущей конкуренции все же пересматривают свои позиции и прислушиваются к советам магазиностроителей. В крупных городах, где между собой конкурируют множество сетей, опытные предприниматели все активнее начали эксперементировать с форматами.
Пример перехода
Чем же выгоден переход с формата «магазин у дома» на формат «самооблсуживание»?даже успешно работающий торговый объект должен постоянно совершенствоваться, чтобы не потрять свою конкурентоспособность. Эффективная торговля порою требует перемен даже на тех объектах, где имеется достаточное количество постоянных клиентов. Любой магазин всегда можно сделать более современным и комфортным для покупателей.
Возьмем магазин с хорошей проходимостью, чья общая площадь составляет 250 кв. м, торговая — 150. Объект находится в оживленном месте, а рядом нет торговых точек крупных сетей. Это ли не удачное стечение обстоятельств? Специалисты, занимающиеся проектированием магазинов и сдачей их под ключ, скажут, что даже таких выигрышных условия для настоящего процветания не достаточно.
Сотрудники расположенных вокруг предприятий и офисов за годы существования магазина привыкли заходить в него по дороге на работу и приобретать продукты для перекусов и обеда. Те, кто живет в окрестных домах, привычно приходят за товарами повседневного спроса. Также здесь отовариваются люди, направляющиеся навестить родных или знакомых в расположенной неподалеку больнице и отдающие предпочтение таким продуктам, которые мы называем «что-то вкусненькое».
Такой магазин обычно предлагает в своем ассортименте не только отдельные продукты питания,но и готовые блюда в виде салатов, сэндвичей, пирогов, мясных закусок. Приемом увеличения продаж служит и предложение живого пива и собственных изделий из слоеного теста.
Выгода очевидна
Что даст данному эффективному объекту торговли переход на новый формат? Успешная планограмма магазина самооблсуживания позволит расширить площадь торгового зала, добавить новые позиции в ассортимент. Эффективное оборудование в торговом зале позволит не испытвать неудобства при сокращении складских площадей. Самообслуживание сразу делает поток покупателей более интенсивным и увеличивает скорость их обслуживания персоналом. Такой тип тоговли также позволяет заметно повысить объемы импульсных покупок.
Что касается торгового оборудования, то в описываемом здесь случае потребуется установить прилавки для торговли сыром, колбасой и готовыми блюдами. На небольших площадях также обычно отдается предпочтение холодильному оборудованию со встроенным «холодом», актуальны также пристенные горки с выносным агрегатом. При составлении планограммы магазина нового формата не обойтись без охлаждаемых стеллажей и низкотемпературных бонет.
Что касается кассовых узлов, то сегодня можно использовать компактные модели, разработанные специально для для небольших магазинов, работающих в формате самообслуживания. Если принимается решение подобной реконструкции магазина, это совсем не означает, что все торговое оборудование подлежит замене. Владелец должен рационально подойти к задаче и приобрести только то, что позволит оптимизировать торговлю.