Семейный бизнес, в понимании большинства жителей постсоветского пространства, заключается в ведении небольшого предприятия членами одной семьи. Западно-европейская (или американская) трактовка термина подразумевает почти то же самое, только с одним характерным отличием: семейное дело ведется уже минимум вторым поколением. Но цель у обоих таких типов самоорганизаций одна: обеспечить материальный достаток будущих поколений. Какие же способы создания прочной основы для своих детей есть у жителей России и близлежащих стран?
Как показывает практика, чаще всего в качестве основы для семейного бизнеса используют торговлю в сфере продуктов питания. Проще говоря — продовольственные магазины. Продукция, которую они предлагают, всегда была и будет востребована, да и крупных первоначальных вложений такой магазин не требует. По крайней мере, открывать магазин подарков и сувениров при нестабильной экономической ситуации не стоит: велика вероятность прогореть. В аграрном секторе тоже не все так гладко, как хотелось бы. Идея открытия небольшой фермы пока не способна на самоокупление. Возможно, в обозримом будущем состояние сельского хозяйства претерпит кардинальные изменения в лучшую сторону, но пока почвы для развития нет. Если верить в перспективу данной затеи, то можно уже сейчас начать закупку земельных участков под фермерское хозяйство, так как в будущем их стоимость значительно возрастет.
Более обнадеживающе выглядят семейные проекты, связанные с коммерцией в сфере Интернет. Хотя для этого нужно, чтобы члены семьи имели соответствующее образование. По крайней мере, один из них, а у остальных присутствовало желание самосовершенствоваться и развивать себя в разных направлениях. Поскольку такие условия есть далеко не всегда, можно попробовать исследовать рынок в разных направлениях и постараться найти не занятую нишу. К примеру, сейчас очень мало магазинов действительно качественной сувенирной продукции, а большая часть из них пока не вышла за границы интернет-пространства (IRVER.RU и подобные ему). Если наладить контакт с поставщиками конкурентоспособного товара, то можно быстро подняться на ноги и прочно укрепиться в данной отрасли торговли товарами сувенирного типа.
Главное помнить, что любое дело обречено на провал, если нет правильной мотивации. Тем более это касается семейного бизнеса, поскольку упадок сил одного из участников предприятия неизбежно сказывается на его связях с родными, которые одновременно являются и компаньонами. Если же сразу поставить перед собой определенную цель и строго придерживаться ее выполнения, то даже небольшие шансы на финансовое благополучие почти гарантированно превратятся в стабильный поток прибыли.