На самом деле сплошь и рядом под известным брендом скрывается довольно заурядное качество продукта. Допустим, с этим ещё можно мириться: потребительские свойства - понятие отчасти субъективное. К тому же ни для кого не секрет, что в случае с известной маркой мы волей-неволей переплачиваем не только и не столько за надёжность, сколько за образ, престиж. Но ведь бывает и так: написано Made in USA, а при ближайшем рассмотрении получается Мексика, Колумбия, а то и банальный Китай.
Уловки раздражают не только потребителей. Производители, продвигая свои товары, начали настоящую междоусобную войну, требуя от конкурентов честности и истинной географии в разделе «Сделано в...». Вопрос о топографической корректности встал ребром после того, как им заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба.
ФАС не исключает, что Bork Elektronik, Vinzer Corporation и Vitesse Franse могут неверно указывать место рождения своих товаров.
Суть такова. На упаковках товаров, изготовленных под марками Bork (Германия), Vinzer (Швейцария) и Vitesse (Франция), указывается, что местом происхождения продукции являются соответственно Германия, Швейцария и Франция. Между тем, по мнению представителя компании «Группа СЕБ Восток», входящей во французский холдинг SEB Groupe (производит бытовую технику под марками Tefal, Rowenta, Moulinex), ни у одной из этих трёх компаний фабрик в Европе нет. Собственно, «Группа СЕБ Восток» и подала в ФАС. Последняя, в свою очередь, заявила, что если подобное имеет место, то налицо нарушение закона «О защите конкуренции».
По одной из широко распространённых версий, торговая марка Bork принадлежит московской торговой сети. Похожей информацией располагает и Дмитрий Янин, председатель Международной конфедерации обществ потребителей: «Bork - это бренд, разработанный российскими предпринимателями для российского рынка, его товары изначально позиционировались как европейские».
Есть и другая версия. По некоторым данным, Bork - специально придуманное для российского рынка название товаров немецкой компании Gastroback, которая работает на рынках Европы и выпускает те же самые соковыжималки, что продаются в России под брендом Bork. Из-за неблагозвучного для российского уха названия (оно вызывает ассоциации, например, со словом «гастарбайтер») оно было заменено.
Официальная информация окончательной ясности не вносит. Взять хотя бы сайт Bork. Там чёрным по белому написано: «Торговая марка Bork является собственностью немецкой компании Bork Elektronik GmbH и зарегистрирована для использования на территории России, стран СНГ и Восточной Европы».
Но дело в том, что принадлежность и адрес юридического лица, равно как и гражданство основателей, по сути, ничего не опровергает и не подтверждает, если речь идёт о дислокации производственных мощностей.
В итоге ФАС уже запросила у торговых сетей информацию о Bork, Vinzer и Vitesse. Ведомство интересуют юридические и фактические адреса нахождения компаний, имена и фамилии директоров, копии сертификатов соответствия на товары и счета-фактуры. В случае если ФАС признает компании виновными, нарушителям грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
История с Bork, Vitesse и Vinzer не единственная на рынке электроники и бытовой техники. Причём налицо две прямо противоположные тенденции: одни производители всеми силами стремятся сократить издержки и открывают сборочные филиалы в «дешёвых» странах, в том числе и в России, другие - пытаются завуалировать (или по крайней мере не афишировать) происхождение товаров и ищут любую возможность, чтобы указать местом сборки какую-нибудь европейскую державу.
Так, австрийская марка Vitek, немецкая Vigor и английская Scarlett на самом деле имеют сугубо российские корни. Наши предприниматели зарегистрировали их в Европе и размещают заказы на зарубежных предприятиях. При этом им удалось сделать не так уж мало: под иностранными именами занять среднюю ценовую нишу рынка малой бытовой техники, которая в среднем на 20% дешевле продукции «совсем зарубежных» брендов. При этом есть информация, что только Россией в этих проектах география капиталов не ограничилась: новые имена рождались при финансовой поддержке гонконгских, индийских и китайских инвесторов.
Ну а дальше вообще полный интернационал: тот же Vitek производится по контрактной схеме на заводах в Малайзии, Китае, Гонконге, Турции, Италии, ЮАР и России.
Ещё пример - компания Scarlett. О ней известно, что эта торговая марка зарегистрирована в 1996 году и принадлежит английской компании Arima Holding, большая часть акций которой контролируется российскими гражданами. Техника под марками Vigor и Scarlett собирается на предприятиях в Юго-Восточной Азии.
Другой тренд: многие зарубежные корпорации - производители бытовой техники, стремясь снизить затраты на её изготовление, строят заводы на территории других стран. Сегодня, по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), суммарно около 70% продаваемой в России электроники и бытовой техники имеет вообще сугубо российское происхождение. Для телевизоров этот показатель достигает 60 -70%, для крупной бытовой техники - 70-80% (80% - для стиральных машин). Практически не производится в России только мелкая и довольно сложная бытовая техника. Нулевую долю в производстве имеют фотоаппараты, мобильные телефоны, mp3-плееры, навигаторы и т.п.
Так, некоторые модели стиральных машин Electrolux (Швеция) собираются в Санкт-Петербурге. А холодильники и стиральные машины Indesit, например, производятся на заводе холодильников «Стинол». (Летом 2000 года компания Merloni купила завод у Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) за 120 млн. долларов.)
Конкуренцию Merloni составила турецкая компания Beko, которая также стала производить стиральные машины и плиты в России. Сборочное производство Beko находится под Санкт-Петербургом.
В России производятся все телевизоры Samsung и LG. Эти компании построили собственные заводы в России, причём зачастую их товары - образцы самых передовых технологий. Так, Samsung недавно объявила о начале производства LED-телевизоров (это последнее слово в конструировании плоских экранов) на своём российском заводе в Калуге.
Есть чисто российские компании, полностью разрабатывающие и собирающие телевизоры в России - «Рубин», «Сокол» или «Полар». Другие компании просто собирают телевизоры из покупаемых за рубежом плат, кинескопов и так далее, но при этом часть телевизора изготавливают сами, например отливают корпус. Ещё одна категория - контрактная сборка иностранных телевизоров из импортных деталей на российских заводах. В частности, американская корпорация Jabil Circuit, один из крупнейших в мире контрактных производителей электронной техники, в ближайшее время собирается открыть первую производственную линию в России в логистическом комплексе «Логопарк» в Твери. Там скорее всего будет осуществляться контрактная сборка ЖК-телевизоров Sony. Также в планах Jabil производство мобильных телефонов и приёмников для сигналов спутникового телевидения. Для кого будут собираться эти устройства, пока неизвестно.
Что касается кондиционеров, то китайская сборка составляет около 60% импорта в Россию, корейская - порядка 28%, японская - 5-7%. Сегодня практически невозможно найти климатическую технику, произведённую в Японии, Западной Европе или США. То же самое касается телефонов. В Китае, например, производятся iPhone, телефоны Nokia и другие.
Самое интересное, что страна-изготовитель практически никак не влияет на качество продукции. Если вы покупаете вещь под известной маркой, не важно, собирали её в Европе, Америке или Азии - потребительские свойства зависят от особенностей конкретной модели, а вовсе не от языка, на котором говорят операторы конвейеров. Тем не менее иррациональные предубеждения и пристрастия всё же имеют место, соответственно «странные» игры - чистой воды рекламные уловки. Другой вопрос, насколько они уместны, когда речь заходит об определённого рода допущениях, а то и откровенных подтасовках.