Государственная программа, призванная превратить часть нынешних безработных в предпринимателей, хотя и действует, но вызывает недоумение у многих желающих в ней поучаствовать. Хотя чиновники еще в начале года обещали субсидии в размере нескольких сотен тысяч рублей каждая, в действительности будущие бизнесмены получают мизерные суммы.
Бизнесмен по регламенту
Система распределения денег среди безработных, желающих стать предпринимателями, в нашей стране сложная и многоуровневая. Есть федеральные программы, есть программы субъектов федерации, есть порядок поддержки федеральными деньгами местных программ. Поэтому предоставление безвозмездных субсидий на компенсацию затрат, связанных с организацией предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан (так на канцелярском языке называется помощь гражданам в создании своего дела), регламентируется многими документами, разобраться в которых непросто.
На федеральном уровне такими документами выступают прежде всего постановление правительства РФ N1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ" от 31 декабря 2008 года с изменениями от 20 мая 2009-го, а также Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития N281 16 июня 2008 года.
Содержание упомянутых постановлений правительства вряд ли можно считать полезным для конкретного безработного - там главным образом описывается порядок выделения федеральных субсидий регионам для финансирования различных программ занятости. Интересной для соискателя субсидий может оказаться сумма федерального финансирования, выделяемого из бюджета согласно постановлению,- 12 максимальных пособий по безработице (4900 руб.), то есть 58 тыс. руб. на одного человека.
Административный регламент - документ более полезный. Зная его положения, безработный окажется подготовленным к общению с сотрудниками службы занятости, так как уже будет знать, что его ждет. В частности, он окажется осведомлен о том, как с ним должны разговаривать по телефону (вежливо, подробно информируя), сколько ему положено ожидать в очереди (не более 30 минут), какие документы от него потребуют и что может послужить причиной отказа в предоставлении ему государственной услуги. Так, например, о субсидиях могут и не мечтать те, кто не зарегистрировался безработным официально, и те, у кого нет российского паспорта или трудовой книжки.
Далее регламент подробно, насколько это вообще возможно, описывает действия сотрудников службы занятости и безработного. Если кратко пересказать содержание сотни параграфов, опуская многочисленные технические процедуры типа "вывода документов на печатающие устройства" или "фиксации в программно-техническом комплексе полученных данных", процедура получается примерно такая.
Безработный должен прийти с документами в центр занятости, заполнить там анкету и пройти тестирование на пригодность к предпринимательской деятельности. Далее, получив предварительную консультацию, он отправляется сочинять бизнес-план будущего дела. Когда бизнес-план готов и не вызывает нареканий, сотрудник службы и безработный совместно решают, не нужно ли последнему получить какие-нибудь дополнительные навыки для реализации проекта. Если нужно, то, вооружившись полученными от сотрудника инструкциями, безработный отправляется навыки получать и попутно готовить регистрацию своего бизнеса, а если навыки у него уже есть - то просто готовить регистрацию.
После того как бизнес зарегистрирован (организационно-правовая форма выбирается исходя из потребностей будущего предпринимателя), а подтверждающие регистрационные расходы документы поданы, сотрудник службы занятости готовит решение об оказании финансовой помощи и подписывает его у начальства. Компенсации подлежат оплаченная государственная пошлина, нотариальные расходы, оплата услуг правового и технического характера, а также расходы на приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
Как только приказ готов, безработный, согласно еще одной сложной процедуре, получает пособие по безработице и компенсацию затрат на регистрацию бизнеса. Соответственно, становится бизнесменом и перестает считаться безработным. При необходимости, согласно регламенту, к новоиспеченному предпринимателю даже могут пристроить на работу других безработных, состоящих на государственном учете.
Не в деньгах счастье
К сожалению, только благодаря описанному выше федеральному порядку компенсации затрат на регистрацию превратиться из безработного в бизнесмена невозможно. А зарегистрировать фирму или зарегистрироваться в качестве предпринимателя самому еще не значит начать зарабатывать деньги. Напротив, юридическое лицо, равно как и статус индивидуального предпринимателя, требует регулярных затрат: даже нулевую отчетность необходимо сдавать в налоговую, нужно платить за обслуживание банковских счетов. А если вдруг бизнес не пошел, закрытие фирмы, по каким бы схемам ни происходило, обойдется как минимум в несколько раз дороже регистрации, и эти деньги не компенсирует ни одна государственная программа.
Однако по словам начальника отдела специальных программ содействия занятости департамента труда и занятости населения Москвы Марины Фурсовой, "не все меряется деньгами". По мнению госпожи Фурсовой, те консультации, которые получают безработные, желающие заняться собственным бизнесом, в центрах, могут оказаться гораздо более ценными для открытия нового дела, чем 5-25 тыс. руб. (в зависимости от организационно-правовой формы), которые сейчас теоретически могут получить московские безработные в качестве компенсации регистрационных затрат. А деньги, если действительно есть желание, можно найти и самому, к примеру занять где-нибудь.
Статистика московских выплат тоже, скорее всего, не сильно обнадежит безработных: согласно данным Марины Фурсовой, из 8250 человек, прошедших консультации в центрах занятости, на начало сентября получили субсидии лишь 230 человек и еще 274 безработных готовятся получить деньги. Таким образом, если предположить, что средняя выплата составила 15 тыс. руб., на субсидии предпринимателям в Москве было потрачено всего 7,5 млн руб.
Московских безработных может немного обнадежить тот факт, что помимо описанной государственной программы компенсации затрат на регистрацию в каждом субъекте федерации может действовать еще и несколько других программ поддержки будущих бизнесменов. Местные программы многих регионов уже сейчас декларируют выплаты от 50 тыс. до 300 тыс. руб., правда, со своими условиями и ограничениями. В Москве программа, по которой безработный сможет получить до 250 тыс. руб. на собственное дело, по словам Марины Фурсовой, начнет действовать к концу года, пока же идут разработка и согласование документов.
На примере Санкт-Петербурга можно сделать вывод, что даже там, где выдают более существенные субсидии, объем фактически выплаченных средств все равно ничтожно мал. В городе с населением около 4,6 млн человек на программу грантов начинающим предпринимателям выделено 200 млн руб. (по 100 млн от федерального и регионального бюджетов). Фактически же деньги начали выделять с 1 июля этого года, и на весь город выделено всего 70 грантов на общую сумму 20,926 млн руб.
В городском комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, который ведает распределением средств, корреспонденту "Денег" рассказали, что в настоящее время есть еще около 400 соискателей на получение грантов.
Процесс выдачи таков: малый предприниматель уже должен быть зарегистрирован, но фирме на момент подачи заявки может быть не более года. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли бизнесмен должен документально доказать, что он действительно малый и действительно новый. То есть в соучредителях нет крупных юридических лиц, а выручка в пересчете на календарный год составляет не более 400 млн руб. Ну и, наконец, бизнесмену следует быть готовым понести не менее 30% расходов на стартап. Также действуют ограничения на некоторые виды бизнеса: субсидии не предоставляются производителям алкогольных и слабоалкогольных напитков, табачных изделий, компаниям, ведущим финансовую деятельность, работающим на рынке недвижимости, сдающим в аренду машины и оборудование без оператора, организующим прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, ведущим деятельность общественных объединений и деятельность по организации азартных игр.
Соискатель должен выслушать в Доме предпринимателя однодневный семинар, где его научат правильно составлять бизнес-план. Как заверили корреспондента "Денег", в среднем на рассмотрение заявки уходит одна неделя, а весь период получения гранта - до трех недель. В течение одного-трех месяцев после получения транша предприниматель должен отчитаться о его целевом использовании.
Разброс специализаций, на которые были получены гранты, велик: клиринговая деятельность, ремонтно-отделочный бизнес, вендинговые аппараты, парикмахерские и даже завод, производящий обогреватели.
С помощью сотрудников комитета экономразвития даже удалось найти одного из 70 счастливцев, получивших субсидию в Петербурге,- Илью Чернецкого, организовавшего с государственной помощью прачечную.
Сам Чернецкий утверждает, что проблем у него практически не возникло: узнал о существовании программы от друга, на одном из интернет-сайтов прочитал условия получения гранта, обратился в комитет экономразвития.
- Бизнес-план прачечной в голове уже был готов, тем не менее я пошел и прослушал однодневные курсы в Доме предпринимателя, после чего и стал его писать,- рассказал Илья.- Две или три недели я ожидал решения. В результате мне перевели на счет 300 тыс. руб. единым траншем. Средства распределились примерно так, как и прописано в условиях получения гранта,- 70 на 30. На государственные деньги я закупил прачечное оборудование. На свои - арендовал помещение. Тем более что по условиям программы грант на это потратить нельзя. Помещение, правда, я снял в районе метро "Автово" (спальный район Петербурга.- "Деньги"), так как претендовать с таким грантом на какой-нибудь центральный район города просто невозможно.
К сожалению, бывших московских безработных, которых компенсация затрат на регистрацию и консультации в центрах занятости привели к созданию собственного бизнеса, найти не удалось. В департаменте труда и занятости Москвы заверили, что такие люди существуют, но их личные данные не разглашаются. Правда, нашелся один безработный, который не получил ни копейки и свой бизнес не открыл, зато прошел весь описанный регламентами путь и рассказал, как все происходит на самом деле.
130 тыс. рублей - получи так, не знаю как
Я безработный. И не хочу больше иметь постоянное место работы. А деньги иметь хочу. Потому я сейчас занимаюсь созданием мелкого бизнеса.
Какова же была моя радость, когда по телевизору я услышал, что правительство решило выдавать кредит именно таким людям, как я. То есть безработным - на открытие малого бизнеса. В размере 60 тыс. рублей.
Понятно, что никакой бизнес, не то что малый, но даже микро- и нано-, на две тысячи долларов не создашь. Но и отказываться от халявы зачем?
Сразу возникали вопросы:
надо ли отдавать?
надо ли отчитываться, куда потратил деньги?
кому дадут деньги, а кому не дадут?
можно ли попросить деньги на один бизнес, а потратить на другой?
Родственники, не столь идеалистично глядящие на жизнь, были уверены наперед, что денег мне не дадут, потому что действительно на две тысячи баксов ничего не создаст один человек. А если собрать со всех по две тысячи, то может и на особняк в Кенсингтоне хватить, так что деньги, на которые я уже было стал рассчитывать, наверняка украдены. Но я решил все-таки попробовать эти две тысячи получить.
Как позже выяснилось, власти Москвы решили доплачивать московским безработным еще 70 тыс. рублей на открытие собственного бизнеса. 130 тыс. рублей, поверьте, выглядели еще более привлекательной суммой, чем 60 тыс.
А теперь я расскажу, как я занимался получением этих денег. В центре занятости Северного административного округа г. Москвы с меня сначала попросили принести много-много бумажек, чтобы зарегистрировать меня как безработного. После этого назначили дату, когда я должен прийти на прием к инспектору, которому я и могу задать все вопросы. Кроме даты было назначено точное время - для электронной очереди. Электронная очередь на бирже труда - это было круто. Не ожидал.
Придя в нужный день и нужный час, я обнаружил, что нужно сначала отстоять очередь живую, чтобы записаться в электронную. К тому, чтобы создавать очередь на несколько дней вперед, видимо, компьютерная система центра занятости была еще не готова. Дождавшись появления своей фамилии на компьютерном дисплее в коридоре (в коридоре был еще один дисплей - с предложениями работы, безумно увлекательное чтение, кстати), я зашел в комнату N 20. Инспектор проверила мои документы, сказала, что теперь для окончательной регистрации безработным я должен открыть сберкнижку. Именно сберкнижку, а не пластиковую карточку, пусть и Банка Москвы. Причем не абы где, а в конкретно указанном отделении Сбербанка, в двух остановках от Центра занятости. Потом я спросил:
- А где бы мне получить 60 тыс. рублей на открытие своего бизнеса?
Выяснилось, что только в комнате N 4 мне могут ответить на этот вопрос - о "предоставлении мне государственной услуги по содействию самозанятости", как это называется на канцелярите. И на все остальные вопросы, связанные с деньгами на свой бизнес, мне могут ответить только в той же комнате N 4. Только сразу мне ничего не скажут, так как я должен к ним прийти с направлением, сейчас мне назначат время - день и час. Ждать дня и часа мне не хотелось, я заглянул в комнату N 4 немедленно, но там мне действительно не ответили на мои вопросы, сказав приходить, когда назначено.
Наконец, и этот день настал. Я пришел в комнату N 4, где мне... нет, ни на что не ответили, а назвали точный день и час, когда опять приходить. Вот такая несложная предварительная процедура.
Когда я пришел в Центр занятости в следующий раз, выяснилось, что на одно и то же время со мной назначено полутора десяткам человек. К собравшимся вышла сотрудница центра занятости, одарила всевозможными листовками с полезной информацией и затем наконец рассказала, чем государство может нам всем помочь.
Регистрируя свой малый бизнес, любой человек должен платить государственные пошлины, оплачивать услуги нотариуса и т. п. Так вот расходы на эти цели могут быть компенсированы. В сумме примерно 3 тыс. рублей. Но сейчас эти деньги получить нельзя - так как выделенные на год лимиты по этой статье все израсходованы, новых денег пока не завезли. Когда завезут, неизвестно, можно звонить по телефону. Зарегистрировать бизнес сейчас, а компенсацию получить потом - нельзя. Все только в соответствии с процедурой. Сначала дождаться, когда появятся деньги на компенсацию, только потом записываться на государственную услугу, и уж в самую последнюю очередь - компенсация.
Я был не единственным в аудитории, кого заинтересовал такой вопрос: три тысячи, да еще и в будущем, это, конечно, хорошо; но речь, кажется, шла о 130 тыс. рублей - можно ли их получить? Вкратце ответ сотрудницы центра занятости можно передать тремя буквами: нет. Развернутый ответ будет таким. В антикризисную программу правительства Москвы забыли включить пункт, по которому из бюджета выдавались бы деньги на эти цели. Так что никто из московских безработных этих денег не получил и не получит. Денег нет, никто ничего не дает. Возможно, жителям других регионов повезло больше, и они, хоть не 130 тыс., а 60 тыс. в принципе получить могут.
Так что в этом вопросе, увы, СМИ верить нельзя. Родственники оказались правы. Денег я не получил. Интересно, получил ли кто-нибудь? Я, кажется, знаю правильный ответ заранее.