Ссылка за гиперссылку?

Ссылка за гиперссылку?

Автор Павел Протасов

Борьба с интернет-пиратством может приобретать гротескные формы

Не так давно к крупнейшим российским поисковикам, «Яндексу», Google и «Рамблеру» обратилась Ассоциация DVD-издателей, организация, занимающаяся борьбой с пиратством в интернете. Ассоциация предложила администрации поисковых машин удалять из результатов поиска ссылки на те сайты, с которых предлагается скачать охраняемые ею фильмы.

Сама Ассоциация DVD-издателей была создана для «борьбы с пиратством». Занимается она тем, что удаляет ссылки на контрафакт из интернета и проводит рейды по местам продажи дисков. Поскольку всех «пиратов» переловить нереально, Ассоциация ограничивается борьбой с распространением конкретного фильма только в то время, пока он еще идёт в кинотеатрах.

Работают в этой организации люди со сложной судьбой и плохой кармой. Не так давно «Частный корреспондент» рассказывал про институт коллективного управления авторскими правами и «коллективных управляющих». В качестве примера такой организации приводилось некое некоммерческое партнерство «Межрегиональное авторское содружество», работавшее в тот период, когда любой «управляющий» мог представлять интересы всех правообладателей: даже тех, которые договоров с ним не заключали. От других «коллективных управляющих» МАС отличалось тем, что выдавало «лицензии» не только на фильмы и музыку, но и на программы. «Лицензионная марка», выданная партнерством, позволяла пиратам создать видимость того, что они являются законопослушными гражданами, и из-за этого даже несколько раз прекращались уголовные дела, возбужденные по фактам продажи явно пиратских дисков. (Более подробно о похождениях МАС вы можете почитать в книге Ю. В. Козубенко «Защита авторских прав на программы для ЭВМ в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве», отрывки которой опубликованы на Google Books, стр. 43-49).

После принятия четвертой части ГК, которая навела в этой сфере порядок, деятельность «партнерства» сошла на нет, но бывший его глава Михаил Вьясков трудится теперь на посту исполнительного директора Ассоциации DVD-издателей. В последнее время её деятельность приобретает черты «управляющего»: она не только гоняет «пиратов», но и выдает лицензии на распространение в интернете фильмов, на которые у неё есть права.

Еще один сотрудник ассоциации, Владимир Мамуркин, похоже, притягивает к себе взрывы: в своё время он побыл обвиняемым по делу о подрыве главы Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, а потом оказался потерпевшим по делу о другом взрыве, при котором погиб глава рекламной группы New Found Quality. Журналистам, которые брали у него комментарий сразу после этого события, Мамуркин как раз и рассказал про «плохую карму». Ну что ж, будем надеяться, что никто из Ассоциации не захочет посетить владельцев поисковиков лично, а то как бы чего не вышло...

На просьбу о цензуре владельцы «Гугла», «Рамблера» и «Яндекса», разумеется, посоветовали бороться с первоисточниками пиратских копий и обращаться ко владельцам «пиратских» сайтов.

Вряд ли борцы с нелегальным контентом смогут как-то повлиять на поисковики. Российское законодательство предусматривает для таких случаев освобождение от ответственности, содержится оно в законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», тринадцатая статья которого освобождает от ответственности тех, кто только передает информацию без изменений и исправлений, либо по хранению информации, если хранящий не знал и не мог знать о том, что нарушает законодательство. А законодательство у нас запрещает только непосредственное нарушение авторских прав: ссылки на то, как кто-то распространяет контрафакт, можно отнести к «нарушению законодательства» только с большой натяжкой.

По «копирайтным» делам судебная практика в последнее время идёт по такому же пути: для того чтобы привлечь владельца сайта к ответственности за нарушение авторских прав, нужно доказать, что он осуществлял какие-то действия по использованию выложенных на нем произведений. По крайней мере, именно такую логику применил Высший Арбитражный суд в недавнем «деле сайта zaycev.net». Причём в нём шла речь о незаконном размещении файлов, а шансы на то, что кого-то засудят за размещение ссылок на них, причём не намеренное, а автоматическое, стремительно стремятся к нулю. (Да и «zaycev.net», кстати, успешно продолжает существовать.)

«Яндекс» не в первый раз отбивается от желающих поправить его результаты. Как правило,¬ такие попытки связаны с его «блогорейтингом», «топом» записей в веб-блогах, куда периодически попадают какие-то «нехорошие» посты. Они вызывают волну общественного порицания, на которое так щедры блогеры с активной гражданской позицией. Администрации поисковика пришлось даже публиковать обоснование своей позиции, лейтмотивом которой стало всё то же «обращайтесь к владельцам сайтов».

Если вы владелец маленького и непопулярного ресурса, то привлечь внимание цензоров вы сможете только случайно. Если вы владелец «Яндекса», то вам придется периодически встречаться с их нападками. Однако даже влияние «Яндекса» ещё не достигло такого масштаба, при котором вопрос о фильтрации выдаваемых ссылок приобретает большое политическое значение.

А вот у Google - достигло. В результате этого крупнейшему поисковику постоянно приходится идти на уступки в различных странах, фильтруя выдаваемые результаты, либо удаляя со своих серверов файлы, вызвавшие недовольство пользователей или правообладателей. Иногда «антипиратская» цензура Google выглядела довольно смешно: в ответ на некоторые запросы поисковиком выводилось сообщение о ссылках, которые были удалены из результатов по требованию правообладателей. А к сообщению прилагалось само требование, в котором... да-да, были указаны «удалённые» ссылки.

В принципе это нормально, когда сайт удаляет материалы, нарушающие закон. Беда в том, что Google действует на территории многих стран, поэтому, пытаясь угодить всем, можно и разорваться. На практике в первую очередь исполняются законы тех государств, в которых у Google есть филиалы, что вполне объяснимо. Остальным странам, куда не ступала нога «поисковика номер 1», остается довольствоваться своими собственными фильтрами: так делают в Китае, Мьянме, Индии и других азиатских государствах. Китайская фильтрация вообще привела к тому, что Синет принялся клонировать зарубежные сервисы, в чём, как всегда, преуспел. Но возводить файерволы правительства принимаются в основном не из-за копирайта, а как раз по политическим соображениям.

Помимо масштабных попыток цензуры и привлечения к ответственности Google периодически встречается с инициативами отдельных граждан. Совсем недавно в Италии начался судебный процесс над четырьмя сотрудниками этой компании. Судят их за нарушение неприкосновенности частной жизни, а именно - за то, что один из пользователей видеосервиса Google выложил туда ролик с записью издевательств над школьником, больным синдромом Дауна. Обвинители утверждают, что работники поискового гиганта должны нести ответственность за плохую организацию фильтрации роликов, которая и привела к тому, что видео находилось на сайте некоторое время. Санкция статьи, по которой судят обвиняемых, предусматривает наказание до трех лет тюрьмы. Вдобавок сам пострадавший подал гражданский иск к компании.

Впрочем, практика в европейских судах бывает разная. Совсем недавно закончилось еще одно дело с участием Google, разбирательства по которому длились четыре года. В суд подала компания Louis Vuitton и даже выиграла первоначальное разбирательство, состоявшееся во Франции. Спор возник из-за рекламной службы Google, AdWords, а точнее - действий некоторых ее пользователей, покупающих показы своих объявлений по названиям чужих товарных знаков.

Когда дело дошло до Европейского суда, он «развернул» первоначальное решение и постановил, что, во-первых, сама по себе выдача рекламного объявления одной фирмы по запросу, содержащему название другой, еще не ведет к смешиванию между собой товаров и услуг обеих компаний. Во-вторых, суд освободил Google от ответственности за те объявления, которые выводятся при поиске по определенным ключевым словам, порекомендовав владельцам товарных знаков, которые считают свои права нарушенными, обращаться непосредственно к пользователю сервиса, разместившему такую рекламу.

Похоже, противоборствующие стороны ещё не скоро придут к консенсусу в вопросе о том, кто должен нести ответственность за автоматически генерируемые сообщения. А если вы владеете каким-нибудь сайтом, то главное - не попасть в число первопроходцев, привлечённых к ответу за работу своих скриптов...

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Portable Printers Apprentice 8.0.32 Готовим плов из свинины дома Tycoon City New York (Multi5, 2009) PC Книга Майкла Бейджента «Запретная археология» (1998 г.) Ишак - "Мерседес" - велосипед

Последние новости