Давно известно, что стресс — это не только сугубо отрицательное явление. Негативный стресс — тот, что усиливает беспокойство и создает предпосылки для психических расстройств, нарушая нейрогенез (создание новых нейронов) и деятельность гиппокампа — области мозга, ответственной помимо прочего за подавление беспокойства.
Эффекты негативного стресса возникают за счёт выделения глюкокортикоидов (кортикостерона у крыс, кортизола у человека) и прекращаются при нормализации их уровня.
Бенедетта Лёунер, Эрика Гласпер и Элизабет Гулд — группа учёных из Нейрологического института при Принстонском университете (США) — провели серию экспериментов на крысах, чтобы выяснить, как влияет на нейрогенез и деятельность гиппокампа у млекопитающих положительный стресс — сексуальная активность. Взрослые крысы-самцы первой группы попадали в общество обколотых эстрогеном самок однажды, а представители второй группы — ежедневно в течение двух недель. После этого подопытные грызуны помещались в условия, провоцирующие беспокойство: кормление незнакомой пищей и забег по усложнённому лабиринту.
Результаты (добытые ценой немалых крысиных жертв) показали, что разовый секс поднимал уровень кортикостерона, но стимулировал нейрогенез в гиппокампе. Регулярный секс не поднимал уровень кортикостерона выше, чем разовый, зато стимулировал дополнительный нейрогенез и вызывал рост дендритов (структур, отвечающих за связи между нейронами). Естественно, регулярно занимавшиеся сексом крысы меньше паниковали перед незнакомой едой и лучше проходили сложный лабиринт.
Изучение мозга крыс (того же гиппокампа) часто и успешно проецируется на исследования мозга человека: вполне резонно утверждать, что и в этом случае благо для крыс является благом и для homo sapiens (во всяком случае для самцов).