Как из неразумного младенца вырастить читающего человека?

Для меня смешны заявления родителей – дети не читают! Очень часто подобные заявления перерастают в стоны о временах и нравах: нынешние дети не читают!

Не знаю как ваши, а мои дети читают. Недавно увидела восемнадцатилетнего сына читающего Есенина (кстати, знаете ли вы, что нынешняя молодежь периодически актуализирует некоторые моменты литературного наследия? И тогда – Бродский и Бунин вдруг становятся читаемы).

Рассматривая свой жизненный опыт превращения из неразумного младенца – читающего человека, могу сказать, что этот опыт скорее всего не может быть востребован. Ведь этот опыт предполагает прежде всего работу не над ребенком, а над собой. И все же я поделюсь им. Может быть кому-то пригодится?

Я убеждена, главное – личный пример. Если вы сами читаете книги – дети воспримут это как нормальное поведение. Если же не читаете, а только вспоминаете, как сами читали в детстве, - не ожидайте, что дети вдохновятся подобными рассказами.

В моей жизни, как и в жизни мужа, книги были всегда. Конечно, и в жизни нашего потомства книги всегда оказывались в пределах доступности. Наряду с куклами и кубиками игрушками детей становились и книги. Как не странно, но такое использование книг не стало для них губительным. Перед тем, как забрать из детсада старшую дочь, мы с младшим сыном периодически приходили в библиотеку. Я выбирала нужны книги, а мой сын – вытаскивал деревяшки-разделители и относил их доброй библиотекарше.

Очень рано стали мы с мужем по вечерам читать детям книги. Делалось это без скидок на разницу в возрасте. Двухлетний сынок слушал то же самое, что и его сестра, которой было пять лет. Конечно, младшему было сложно, но вместе с тем и интересно. Недопонятое, непонятное они всегда обсуждали между собой и старались дойти до истины, конечно, насколько было им возможно. Иногда было потешно слушать, как по ходу чтения, либо позже, при случае старшая дочь объясняет младшему брату смысл прочитанного. Мы читали детям разные сказки, приключения.

Традиция читать детям по вечерам закончилась, когда и дочь, и сын могли уже самостоятельно читать-понимать. А произошло это – когда появился Гарри Поттер. Случайно в интернете наткнулась на историю о нем. Случайно стала читать – так понравилось, что читала всю ночь. В шесть часов утра, разбудив дочь попросила ее почитать. Девочке надо было к восьми часам идти, чуть больше часа она читала книжку прямо с монитора. Когда вернулась из школы – стала дочитывать. К ее приходу я нашла еще пару книг о юном волшебнике и прочитала их.

На Новый год с дочкой мы купили первую о Гарри Поттере. Затем – вторую, третью, четвертую. Эти книги обошел весь класс дочери. Как потом оказалось, эти книги вовсю читает и сын, который учился в начальных классах. Книги побывали и в семьях его одноклассников. Однажды, мать одного из его одноклассников, рассказала, что именно после этой книжки ее сын стал без принуждения читать.

Естественно, в жизни моих детей есть и фильмы, среди них – экранизация литературных произведений. Однако, книги – первичны. Она ощущается как первоисточник.

Важно понимать, книга не является расширенной редакцией киношной версии. Ведь филь – это всего лишь часть того, что увидел в книге режиссер и сценарист. Главное – чтобы, перед тем как ребенок увидит экранизацию, у него уже в памяти был запечатлен первоисточник, чтобы уже сформировалось свое видение, чтобы был сформирован собственный опыт понимания и ощущения.

Поэтому мы и живем без телевизора. Поначалу, правда, когда ящик еще был, я пыталась научить дочь смотреть телевизор – ведь образовательные программы все же показывали. Но дочь постоянно жаловалась, что от просмотра телевизора у нее глазки щиплет. К счастью, вскоре телевизор сломался.

В те времена, для того чтобы купить новый, нужны были не деньги, а талон, который давал право его купить. Чтобы получить такой талон, надо было вытянуть счастливый билет в розыгрыше среди членов трудового коллектива. Те, кто прошел через начало 90-х, должны это представлять, те, кто не прошел – пусть радуются, что от такого опыта избавлены. Короче, судьба не давала возможности нашей семье купить новый телевизор.

Почему я считаю, ограниченность книг в жилище и отказ от телевизора самым важным шагом для создания читающего человека?

Потому, что ТВ дает информацию уже максимально подготовленную к усвоению. На это восприятие – в нужном создателю фильма или программы ключе – работает цвет, формы, образы, свет и звук. Даже ритм и темп уже заданы.

Когда мы общаемся с книгой, все это – формы, образы, темп, а также эмоциональный, живой отклик на прочитанное – читатель генерирует для себя самостоятельно, в своем воображении – он сам себе режиссер.

Для того чтобы смотреть телевизор, нужно лишь сесть перед ним и щелкнуть кнопкой пульта. Чтобы читать книгу, надо не много потрудиться, прежде всего надо постичь грамоту.

Такой мой опыт, который принес результаты. Дочка сделала общение с книгой своей профессией (она заканчивает филфак). Сынок – дизайнер. В книжках он первым делом рассматривает иллюстрации, а когда прочитает – набрасывает этюдами свои впечатления.

Одна знакомая поделилась со мной своим опытом решения этой проблемы. Она с сыном договорилась, что покупает ему новый мобильный телефон, а он ей – читает 50 книг. Что ж, это тоже вариант.

Следующая новость
Предыдущая новость

Photoscape 3.4 Николай Козлов. Как относиться к себе и к людям (аудиокнига) InstantGet v2.09 WindowsCare Uninstall Gold v2.0.2.49 Новая русская доктрина Пора расправить крылья

Последние новости