Оказывается, точно сформулировать понятие «игра» не так и просто. Но, даже, если у кого-то из вас это получиться, попробуйте сравнить свое понимание этого слова с тем, что подразумевалось под ним в разные времена.
Библия, индийские Веды, работы Аристотеля и Платона – во всех этих древних источниках можно встретить упоминание об игре. Какими же являются корни слова «игра» в языках древних народов?
Греки называли этим словом, действия, свойственные детям. Римляне подразумевали под этим понятием радость, евреи – смех и шутки. Греки же называли этим словом плавные, легкие движения, которые предоставляли радость и удовольствие.
Теория игр начала складываться уже в начале XIX века. Известно, что первым ученым, который занялся ее открытием, был итальянский ученый Д. Колонса. Но, все же, официальным первооткрывателем этой теории считается немец К. Гросса. Именно благодаря достижениям Колонса и Спенсера, Гросса и создал свою известнейшую теорию предупражнений. Согласно этой теории, игра являлась тренировкой для практических умений.
Всем известный Зигмунд Фрейд был уверен, что игра – это наслаждение и удовольствие. А венский исследователь К. Бюллер ввел понятие функционального удовольствия, за что и был удостоен звания ученого.
С первого взгляда может показаться, что оба эти ученых доказывали похожие теории. Но, на самом деле, это совершенно не так. Бюллер не раз упрекал Фрейда в том, что тот не связывал удовольствие с результатом. Венский ученый был уверен, что радость – это удовольствие, полученное от деятельности, которая направляется на усовершенствование.
Работы Ф.Бойтендайка (1933) пошли еще дальше. С помощью психоанализа Фрейда, он смог отделить упражнения от игры (обучение ходьбе малыша – это совсем другое, чем его игра в ходьбу). Этот ученый настаивал на том, что игра – это выражение жизни влечений в особых условиях, ведь:
- игра – это игра с какими-то предметами;
- игра состоит из отдельных инстинктов (освобождение, слияние, повторение и т.д.).
В разработке теории игр участвовал и швейцарец Ж. Пиаже. Он считал, что игра имеет естественную природу, присущую малышам активность, с помощью которой они познают мир. Этот ученый был уверен, что игры - это спонтанная реакция, происходящая в соответствии с интеллектуальным развитием.
Именно работы и исследования Жана Пиаже стали причиной и толчком использования игр в психотерапевтической и психологической практике.
Вы спросите, как относились к игре наши отечественные исследователи? Материалист Плеханов был уверен, что игра – это результат труда. Е.Аркин, Л.Выготский, А.Леонтьев признавали только социальную природу игр.
Эльконин определил психологию игры, как деятельность, в которой совершенствуется управление поведением. Особое внимание он обращал на роль игры в развитии умственных действий.
Современные ученые и в прикладной, и в теоретической сфере, до сих пор интересуются игрой. Ее изучают многие психологи, педагоги, этнографы, искусствоведы, математики и экономисты.
Но интересен то факт, что современные словари толкуют термин «игра» по-разному. К примеру, в словаре русского языка говорится о том, что игра – это способ развлечения, как комплект предметов для игры. Педагогическая энциклопедия говорит, что игра – это вид деятельности детей, который заключается в повторении деятельности взрослых и их отношений.
Интересно, что в Педагогическом словаре вообще нет понятия «игра». Здесь можно увидеть только толкование «игры детские».
В любом случае, каждый сам для себя определяет значение понятия «игра».
Благодаря современным научным достижениям, сейчас мы и наши дети имеем возможность играть не только привычными игрушками и настольными играми, но и компьютерными играми. Кто-то может сказать, что они ни к чему хорошему не приведут, но с этим можно поспорить. Компьютерные игры обучают нас и наших детей строить стратегии, продумывать свои действия, анализировать сложные ситуации.