От чего зависит выбор профессии?

От чего зависит выбор профессии?

Наверняка многие помнят анекдот про милиционера, который несколько месяцев не приходит за зарплатой, а когда его спросили, почему не приходит, он ответил, что думал – пистолет дали – крутись, как хочешь. Однако громкие скандалы последних лет, вроде «дела майора Евсюкова», отбили у общества всякое желание смеяться над подобными шутками. Правоохранительная система превратилась в класс людей с оружием и властью, реальная цель которых недостижимо далека от той, ради которой эти органы создавались.

Но проблема даже не в них, а в том, что уже целое поколение способных и целеустремленных молодых людей с радостью пополняют ряды теперь уже полицейских, четко понимая, какими путями они будут зарабатывать деньги.

Так неужели нет других, с идеей, способных прийти и навести порядок во всей этой прогнившей системе? Такие есть, но в полицию они, скорее всего, не пойдут. Потому как понимают: в одиночку с такой системой бороться почти невозможно, а быть посаженным по сфабрикованному делу, или вообще получить пулю никому не хочется. Никакая реформа, с переименованием и отсеиванием «не пошедших переаттестацию» не поднимет имидж этой профессии – система не станет разрушать себя, поэтому отсеют, в первую очередь, тех, кто вне нее.

Но если поразмыслить глобально, что же движет человеком при выборе профессии? Если не брать во внимание людей, нашедших свое призвание и отдавших всю душу любимому делу (таких немного), большинство из нас работает, чтобы зарабатывать. У каждого свои мотивы, но в большинстве они сводятся к тому, чтобы обеспечить достойное воспитание и образование своих детей, оплатить лечение близкого человека, ездить на хорошей машине, жить в комфортном жилище, в общем, получать возможность как можно меньше зависеть от обстоятельств. Каждый день миллионы людей выполняют обычную и в то же время крайне необходимую работу. Как только у них исчезнет необходимость зарабатывать деньги, они перестанут работать. Это значит, что остановятся заводы, перестанет работать транспортное сообщение, закроются больницы и школы – произойдет бедствие, сопоставимое с масштабами Третьей мировой войной.

Так если цель – деньги – так проста, люди должны стремиться заработать как можно больше: браться за любую работу, все свое время, которое только возможно, посвящать труду. Но ведь на деле это не так! Цель получения максимального дохода сопряжена с еще одной – работать меньше и больше отдыхать, свести к минимуму трудовую ответственность. Противоречие этих двух целей делает их равно недосягаемыми.

И на всем этим стоит понятие «амбициозность» — понятие, характеризующее человека с завышенной самооценкой и оторванными от действительности планами, получившее стараниями наших политиков положительную оценку. Как учит нас история, по что самым «амбициозным проектом» можно считать строительство Вавилонской башни. Чем оно закончилось – все знают.

Личные амбиции современного поколения весьма высоки, но в то же время предопределено их крушение. Лишь относительная статичность системы дает отсрочку неизбежному разрушению. Когда каждый работник, находясь на своем рабочем месте, будет думать не о повышении эффективности своего труда, а о том, как заработать больше денег, затратив при этом минимум своих сил, или не затратить вообще, мы получим общество, трудовая деятельность которого будет совершенно бесполезна.
Ведь еще в начале 90-х годов большинство людей признавало, что размер заработка напрямую зависит от наличия денег, связей, и способностей обходить закон, и только 7 % людей отмечало основным фактором успеха личные качества человека. Поэтому ценности нашего общества были положены в основу еще поколением 90-х, новое же поколение, взращенное на этих ценностях, уже не сможет воспринимать их по-другому.

2009 год проходил в России под символическим названием «Год молодежи» — таким образом политическая пропаганда пыталась восстановить семейные и общественные ценности, призвать вести здоровый образ жизни. Но ведь у нас нет никакой реальной идеологии, работающей программы по здоровому воспитанию молодежи, есть лишь гора докладов об «успешно» проведенных мероприятиях и освоенных средствах. Кого-то охватывает ностальгия: вот были раньше ценности… А где же эти ценности сейчас и что это вообще за ценности такие, которыми обладало лишь одно поколение, а после они просто растворились?

Вот как смотрел на эту проблему великий мыслитель Н.В. Бердяев: «Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью».

Кризис целей предоставил обществу новые ценности, в основе которых лежит, в основном, удовлетворение биологических и культурных потребностей. «Мышеловка, в которой произошла полная утрата смысла бытия» — такую характеристику образу жизни и ценностям европейского общества дал М. Хайдеггер. Вопиющий факт: в процветающей Германии возле мусорных площадок размещают обогреваемые контейнеры для оставленных новорожденных детей, к которым прикрепляют еще и письмо со словами поддержки и благодарности, что ребенка в мусор не выбросили.

Современная система ценностей устроена таким образом, что человек воспринимает себя и окружающих, как разновидность товара, который можно купить, или подороже продать. Э. Фромм назвал такой тип личности «рыночным». Представители этого типа своей главной целью в жизни видят карьерный рост и деньги. Они целеустремленны, честолюбивы, умеют находить общий язык с нужными людьми. Казалось бы, что тут такого? Просто все упомянутые качества не имеют никакого отношения к современному пониманию «эффективной личности».

Что же имеется ввиду под этим понятием? Какие черты свойственны эффективной личности?

Прежде всего – нравственность. Она подходит к работе, опираясь на совокупность нравственных черт, таких как трудолюбие, искренний интерес к глубинным основам трудового процесса, жажда профессионального и личного совершенствования.

Может ли человек, цель работы которого сводится исключительно к деньгам, работать эффективно? Скорее всего, нет. Невозможно совершать героические поступки, достигать спортивных рекордов, создавать шедевры искусства, если твоя основная цель – слава, награды, гонорары.

Второй особенностью эффективной личности является ее способность мыслить и развиваться. Самообучение и самосовершенствование – вот те факторы, которые заставляют ее двигаться вперед, преодолевать неподвижные устои, возвышаясь над противоречиями принятых в обществе.

Еще древнегреческие философы выделяли четыре основных качества — справедливость, мудрость, мужество и умеренность – которые нужно воспитывать в своих детях. Если мы сможем развить в наших детях эти качества, мы заложим в них не только правильный вектор в выборе профессии, но и фундаментальные основы решения многих проблем нынешнего общества.

Смогут ли наши усилия побороть устоявшиеся болезни общества? Я не могу ответить на этот вопрос. Но я уверен в одном: если сейчас оставить все как есть, то лет через 15-20 мы получим целую армию «Евсюковых», защищать от которых будет уже не кому.

Следующая новость
Предыдущая новость

Корреспондент №21. Спецвыпуск (12 июня 2009) Головоломы. Разминка ума (2009) Recover My Files 3.98 Build 6472 LeaderTask v6.5 RUS 50 способов познакомиться и понравиться

Последние новости