Если вам придет в голову поинтересоваться мнением окружающих вас людей, откуда берется зевота, то наиболее традиционным ответом будет, «от усталости». Однако ни усталость, ни скука не являются первопричиной возникновения зевоты. На самом деле вовремя зевания мы избавляемся от горячего воздуха.
Именно к такому выводу пришел принстонский ученый Эндрю Гэллоп. В результате его исследований было обнаружено, что частота зевания напрямую зависит от времени года и температуры окружающей среды. Чем больше разница между температурой тела и температурой воздуха, тем чаще люди зевают. По мнению Эндрю Гэллопа, зевота способствует снижению температуры головного мозга, а усталость или скука, сопровождающие этот процесс, - не больше чем совпадение.
Со слов исследователя из Принстона, проведенные исследования подтверждают, что физиологические механизмы, которые контролируют зевоту, принимают участие в терморегуляции человеческого организма. Тем более, что другие появившиеся за последние несколько десятков лет многочисленные теории о причинах возникновения зевоты до сегодняшнего дня еще не подтверждены в результате исследований. Однако существование этих различных теорий не позволяет ученым придти к единому мнению.
Эндрю Гэллоп участвовал в экспериментах по подтверждению гипотезы охлаждения головного мозга или, как ее еще называют, терморегуляторной гипотезы, и пришел к выводу, что именно повышенная температура мозга вызывает приступ зевоты, а прохладный воздух, который поступает при глубоком вдохе, способствует ее снижению. Эксперименты изначально проводились на крысах. Им замеряли температуру головного мозга перед зевком и после. В результате этого было замечено, что показатели температуры «до и после» отличаются. Это происходит потому, что зевание ускоряет приток крови к голове, а прохладный воздух способствует теплообмену.
В терморегуляторной гипотезе причин возникновения зевоты ключевую роль играет температура окружающего воздуха. Исходя из полученных данных в ходе экспериментов, Эндрю Гэллоп понял, что зевота является неэффективной при температуре воздуха равной или выше, чем температура головного мозга, так как глубокий вдох не способствует охлаждению мозга. Поэтому ученый предполагает, что должно быть так называемое «термальное окно», то есть диапазон температуры окружающей среды, при котором люди начинают чаще зевать.
В подтверждение этой гипотезы Гэллопом были проведены наблюдения за людьми. В эксперименте задействовали 160 человек. За одной половиной (80 человек) наблюдали летом, а за другой – зимой. Летом температура окружающей среды была приблизительно равна температуре человеческого тела (около 37˚C), зимой же она была несколько ниже (около 21˚C). Результаты проведенного эксперимента подтвердили, что время года на самом деле играют важную роль.
По словам ученого, когда на улице воздух был прохладным, то люди зевали значительно чаще. Конечно, кроме температуры учитывались и влажность, и время проведенное человеком на улице, и время, затраченное перед этим на сон. Однако при равных условиях зимой зевало около половины участников эксперимента, а летом – даже меньше четверти испытуемых.
Эндрю Гэллоп также отмечает, что в ходе эксперимента была обнаружена связь между частотой зевания и временем, проведенным на улице. Особенно эта связь была ярко выражена летом. Чем дольше люди пребывали на улице, тем меньше становилось число зевающих. Так, для примера, летом в первые пять минут, проведенные на улице, зевало практически 40% испытуемых, но это количество со временем сократилось до 10%. Зимой такого эффекта не наблюдалось, наоборот, через длительное пребывание на улице число зевающих только увеличилось.