Вы обеспокоены тем, что вашего ребёнка невозможно усадить за книгу, а от компьютерных игр или телевизионного экрана его наоборот, часами не оторвать?
Конечно, для сознательных и любящих родителей, желающих, чтобы их чадо превратилось во всесторонне развитую и многогранную натуру подобное беспокойство вполне естественно. Но что нужно сделать для того, чтобы приучить своего ребёнка к чтению?
Первым делом, постарайтесь вспомнить какими были вы сами, в возрасте вашего ребёнка. Ведь ребёнок в любое время остаётся ребёнком, а ваш отпрыск является уменьшенной копией вас самих, которая адаптирована к миру новых технологий.
Если мы с вами, будучи детьми, предпочитали бегать со своими сверстниками по двору, играя в футбол, волейбол, лапту или «казаки-разбойники», современные ребятишки тоже бегают, но… пассивно – сидя дома за компьютером, они не менее увлечённо играют в «Дум», «Сталкер» и т.п.
Как ни странно, именно эта ситуация нам с вами на руку!
Обычно родителей начинает беспокоить нежелание ребёнка брать в руки книгу, когда тому исполняется примерно 12-13 лет. Вступив в этот противоречивый возраст, ребёнок начинает оказывать сопротивление всем исходящим от его родителей идеям и предложениям, а на любые попытки воззвания к разуму ребёнка, отвечает, что папа с мамой уже устарели и ничего не понимают в современной жизни.
Скорее всего, вы когда-то так же отвечали своим родителям. Вспоминаете? Хорошо, это поможет вам понять, что поведение вашего собственного ребёнка вовсе не является чем-то аномальным, поэтому сохраняйте спокойствие, набирайтесь терпения и вперёд покорять неприступные вершины.
1. Самым первым и очень важным правилом является принципиальный отказ от приучения к чтению насильственными методами! Также не стоит кричать на ребёнка или упрекать его.
2. Не нужно ставит ему в пример его читающих друзей, или, хуже того, недругов, сравнение не в пользу ребенка, скорее всего, лишь укрепит его решимость сопротивляться.
3. Если вашего отпрыска серьезно увлекает компьютерная игра «Сталкер» (немногие из нынешних мальчишек способны остаться равнодушными к этой игре), вам стоит купить книгу, по мотивам которой создана эта игры.
Только не надо сразу делать недовольное лицо! Даже если вы не являетесь фанатом творчества братьев Стругацких, или считаете это художественное произведение не соответствующим вашему вкусу и представлениям о высококультурном развитии своего ребенка, не стоит отказываться от этого пути, ведь мы ещё в самом начале, и этот вариант отнюдь не самый худший.
После того как вы приобретёте книгу, можно приниматься за чтение. Только читать её нужно вам, а не ребёнку. Как бы вам ни не хотелось этого делать, придётся преодолеть своё неприятие этого произведения, и взяться за дело. Если вы хотите увлечь своего ребёнка чтением, то о лёгких путях можно сразу забыть!
4. Читая книгу, старайтесь чаще попадаться на глаза вашему ребёнку, чтобы он мог видеть название книги, ведь это заинтригует ребёнка, вызовет у него мысль о том, что его родитель ещё не окончательно отстал от жизни, и что с ним, видимо, есть о чём поговорить, кроме домашнего задания и разорванных джинсов. На вопрос чада: «Чего это ты вдруг «Сталкера» читаешь?», ответьте, что сейчас это очень модно, и вы хотите «быть в теме».
Прочитав небольшой отрывок, можно аккуратно поинтересоваться у своего отпрыска: «А в твоей компьютерной игре тоже есть этот персонаж?». Несомненно, вам с удовольствием дадут подробный развернутый ответ!
Зачитывайте некоторые понравившиеся вам короткие отрывки вслух и интересуйтесь, есть ли такая сцена в игре. Если такой сцены там не окажется, то вы сможете зародить у ребёнка любопытство, сказав, что в игру невозможно поместить все эпизоды книги. Игра – это только один из многих вариантов истории.
5.Прочитав книгу, поделитесь с ребёнком своими впечатлениями и оставьте книгу на видном месте – пусть она мелькает перед его глазами.
6. Скорее всего, одной книгой отделаться не получится и вам придётся прочитать ещё несколько. Нежно помнить, что воспитание – это трудная работа, которую следует выполнять добросовестно, только в этом случае состарившийся родитель получит от своего ребёнка стакан воды.
7. Пример со «Сталкером» относится в большей степени к родителям мальчиков. Он не универсален, поскольку есть и другие общеизвестные книги по сюжету популярного кино: «Властелин колец», «Гарри Поттер». Предлагаемые книги – это просто варианты. Вы сами знаете, что предложить своему ребёнку, его вкусы и пристрастия.
8. Лучше не покупать издание, где в одну книгу включены все тома. Большим количеством страниц можно отпугнуть даже книголюба со стажем. Приобретайте книги постепенно, отдельными томами, и доставайте следующую книгу только после того, как ваш ребенок прочитает предыдущую. Перед покупкой книги узнайте, какой вариант её перевода стоит считать наиболее удачным: чем лучше перевод, тем интереснее будет читать книгу.
9. Устраивайте литературные вечера с чтением по очереди вслух. Начните чтение первым, а ваш ребёнок пусть послушает, заинтересуется, почувствует себя уютно.
Прочитав отрывок, передайте книгу вашему отпрыску, и когда он станет робко и неуверенно, часто запинаясь, но всё-таки читать, вы должны внимательно его слушать, всячески показывая свою заинтересованность. Однако чтеца не стоит напрягать слишком сильно. Если вы заметили, что ваш ребенок устал, смените его, пусть послушает. По возможности, подключайте к процессу совместного чтения всю семью.
10. Когда первые, несмелые шаги уже сделаны и ваше дитя больше не сторонится книг, и уже прочитало пару лёгких историй, вы можете приступить к воспитанию у ребёнка литературного вкуса. Ненавязчиво подводите его к мысли о том, что кроме фэнтези существуют и другие, не менее увлекательные книги.
12. Теперь читайте «правильные» книги, привлеките к этому внимание ребенка – зачитывайте ему цитаты из ваших любимых произведений, высказывайте ребёнку свои мысли и впечатления от прочитанного, приводите жизненные примеры, связанные с той или иной цитатой, на этом этапе ваша задача – заинтересовать ребёнка в более серьёзной литературе.
14. Не настаивайте ни на чём и не ждите быстрых результатов. Не сердитесь, если ваши усилия не будут иметь немедленного результата, ведь, как известно, камень точит капля.
15. Никогда не отчаивайтесь и не теряйте терпения, не заставляйте ребёнка читать, действуйте предельно аккуратно и постепенно, в противном случае вы рискуете потерять доверие к вам и зарождающийся интерес к чтению, который вам уже удалось зародить в ребёнке.
16. Когда ваш ребенок попросит вас посоветовать ему какую-нибудь книгу или сделает свой самостоятельный выбор, вот тогда вам можно будет праздновать победу! Только не слишком переусердствуйте. Вы должны быть довольны только внутри себя. Не стоит давать ребёнку понять, что его интерес к чтению – это ваша заслуга. Пусть маленький книголюб гордится своим, а не вашим успехом!
Помните, что выработка у ребёнка интереса к чтению – процесс длительный, требующий терпения и старания. Однако для того, чтобы в руках вашего ребёнка рано или поздно оказалась умная книга, вы не должны жалеть никаких усилий.
Читайте также: подходы к обучению иностранному языку