Значительную часть времени большинство работающих людей вынуждено проводить в коллективе, поэтому любой конфликт способен сильно осложнить нашу жизнь. Что же предпринять, если ссора всё-таки случилась и любимая работа перестала приносить радость? И можно ли извлечь пользу из конфликта? Исследования на эту тему были проведены крупнейшими порталами по поиску работы.
Если не затрагивать личности, конфликт может способствовать прогрессу
Невзирая на то, что сами по себе конфликты на работе, мягко говоря, неприятны, опытными конфликтологами давно доказано, что размолвки и ссоры являются неотъемлемым атрибутом существования всех общественных систем, в том числе рабочего коллектива. Мало того: случаи, в которых именно конфликтная ситуация становится движущим локомотивом прогресса, совсем не так редки.
Например, сотрудники одного отдела в компании постоянно конфликтуют с коллегами из другого отдела потому, что те не успевают передавать необходимые сведения в установленные сроки. Итогом разрешения подобного конфликта вполне может быть установка на все компьютеры нового программного обеспечения, позволяющего осуществлять быстрый обмен данными. К сожалению, не все конфликты в рабочем коллективе могут быть разрешены конструктивно.
Особенную опасность представляют конфликты, участники которых позволяют себе переходить на личности, задевать чувство собственного достоинства коллег. В связи с этим конфликтологи рекомендуют не допускать конфликтов в рабочем коллективе, стараясь вовремя разряжать напряжённую обстановку, а если конфликт неизбежен – извлечь из него хоть какую-то пользу.
Однако данные, полученные в Исследовательском центре рекрутингового портала Superjob.ru, говорят о том, что большая часть россиян (86%) привыкла самостоятельно искать выход в конфликтной ситуации. Только 5% работников привлекали к решению проблемы коллег и лишь 2% обращались за помощью к начальству.
Вообще все конфликты в рабочем коллективе делятся на два типа: вертикальные (подчинённые конфликтуют с начальством) и горизонтальные (размолвки между равными по положению сотрудниками). Поводом для рабочей ссоры, конечно, может послужить что угодно. К примеру, причиной разногласий может стать недостаточная чёткость прописанных обязанностей сотрудников, различные нововведения или психологическая несовместимость сотрудников, работающих «в связке».
Выбор стратегии поведения
Как выбрать правильную стратегию поведения? Как лучше поступать в каждом отдельном случае: пойти на уступки, взять себя «в руки» и привести неопровержимые доказательства вашей правоты, настаивать на своем, притвориться страусом (внешний уход от открытого разрешения конфликта) или попытаться найти компромиссное решение?
Специалисты уверены, что именно умение найти компромисс является самым сложным, но наиболее продуктивным способом разрешения конфликтов. Однако в каждом отдельном случае выбор самого человека во многом зависит от его психотипа, умения контролировать свои эмоции, занимаемого им в коллективе положения, социального статуса в целом, и других факторов.
По мнению психолога-консультанта, ведущего специалиста Психологического центра на Волхонке Ильи Шабшина, выбор в пользу какой-либо стратегии поведения в конфликте, чаще всего обусловлен особенностями характера и наличием различных привычек, гораздо реже человек, оказавшийся в конкретной конфликтной ситуации, действительно думает о том, какая поведенческая стратегия будет наиболее эффективной в данном случае. Свою точку зрения он озвучил в исследовании, которое проводилось на портале Rabota.ru.
Тем не менее, господин Шабшин считает, что знание о разных вариантах стратегии поведения в конфликте необходимы, потому что это помогает просчитать последовательность действий других участников конфликта. Он уверен в том, что определение стратегии, используемой в данный момент оппонентом, позволяет выбрать более точный и адекватный ответ.
Однако старшим партнёром компании Tom Hunt Владимиром Якуба высказана иная позиция, так, он рекомендует избегать перехода в крайнюю стадию какой-либо стратегии. Владимир Якуба говорит, что при возникновении конфликта, не обязательно ограничивать себя применением какой-то одной стратегии поведения, гораздо большего эффекта можно добиться, используя их сочетание. И, разумеется, оценивая все стороны конфликты. Господин Якуба утверждает. Что не существует правильных и неправильных стратегий, есть лишь правильное или неправильное их применение.
Почему происходят драки и ссоры между коллегами
Всем нам хочется верить, что «разум когда-нибудь победит», но далеко не всегда в конфликтной ситуации победа остаётся за здравым смыслом. В том числе и на работе. Статистика говорит, что практически каждый четвёртый российский трудящийся хотя бы однажды применил физическую силу в споре со своими коллегами. При этом большая часть «агрессоров» (88%) абсолютно не раскаивается в содеянном. По крайней мере, так утверждают результаты интернет-опроса, который был проведён на портале Joblist.ru.
Что побуждает драчунов использовать силу? Самым распространенным ответом на этот вопрос стало утверждение(41%): «Иначе коллега не понимает». Чуть меньшее число респондентов (33%) ответили, что причина агрессии заключается в «тупости и непонимании элементарного». Ну а несправедливость высказываний и поведения считают веской причиной для драки 32% опрашиваемых.
Вселяет оптимизм, что людей, готовых к открытому конфликту с сослуживцами, не так уж и много. По крайней мере, об этом говорят данные другого интернет-опроса, проведенного на этом же портале, так, постоянно конфликтуют с коллегами по работе лишь 6% россиян. Кроме этого, 78% россиян считают, что ссориться с коллегами можно только по поводу рабочих вопросов, а 33% граждан России считают личные отношения основной причиной ссор.
Читайте также: одежда для мальчиков