«Мама, КУПИ-И-И!»… Как найти верное решение?

«Мама, КУПИ-И-И!»… Как найти верное решение?

Любая женщина, услышав требовательный возглас своего ребёнка: «Мама, КУПИ, КУПИ-И-И!», как правило, испытывает целую бурю эмоций, одновременно с этим чувствуя растерянность, особенно, если желаемая вещь в данный момент вам не по карману. Зачастую, попадая в такие ситуации, мы либо покупаем ребёнку всё, что он хочет, лишь бы только он угомонился, впоследствии сожалея об этом, либо отказываем ему резко и импульсивно, потом испытывая чувство вины.

Как это предотвратить? Наверное, необходимо учитывать, что с возрастом потребности и желания ребёнка увеличиваются, и, соответственно, повышается уровень материальных запросов. Но это вовсе не означает, что должны быть удовлетворена каждая его просьба. В 5-7 летнем возрасте происходит формирование важного навыка (и такого же аспекта в отношениях с деньгами) – умения просить и договариваться. И родители, естественно, являются первыми учителями малыша в этом сложном вопросе. Увы, но именно в этот период многие родители совершают основные ошибки… Как правило, это случается потому, что мы занимаем одну из двух крайних позиций: «У меня нет денег! Мы не можем себе этого позволить» или «У моего ребёнка должно быть всё. И только самое лучшее!»

Конечно, наиболее распространённым является первый вариант ответа. «У нас нет на это денег!» – сколько раз на протяжении своей жизни вам приходилось слышать эту фразу? И как часто вы отвечали так своим детям? Случалось ли вам оттаскивать своего ребёнка, увлечённо разглядывающего какую-то прекрасную и очень желанную для него игрушку, говоря: «Это очень дорого! Мы себе этого позволить не можем!»? К сожалению, большинство родителей даже не догадываются, как это может повлиять на ребёнка, который с детства вынужден постоянно слышать эту фразу, и она откладывается у него в голове на бессознательном уровне? Малыш вырастает, но денег у него нет. Он продолжает жить, но его преследует внутреннее ощущение бедности. И это касается не только его финансового состояния, но и многих аспектов жизни: он не чувствует, что достоин чего-то действительно стоящего, хорошего – работы, отношений, зарплаты или отдыха. И даже если удаётся заработать деньги или наладить хорошие отношения, то ему сложно сохранить их, насладиться этим, потому что внутри его гложет страх: «это не для меня, всё скоро закончится, ведь я не достоин такого блага».
Как уберечь своего ребёнка от получения такой установки? Если вы понимаете, что многое из вышесказанного относиться к вам, займитесь собой, повышением собственной самооценки и изменением отношения к деньгам. Маленького человечка вы не обманете, даже произнося правильные фразы, и если они не будут соответствовать вашим поступками и мировоззрению, то ребёнок это почувствует.

Поэтому очень важно уметь правильно сказать «нет» очередному «хочу!» вашего отпрыска. Представьте, что вы пришли в супермаркет за продуктами, а ребёнок начинает выпрашивать у вас приглянувшуюся ему игрушку.

• Если её цена для вас вполне приемлема, и в другой раз вам будет не сложно её купить, но в данный момент у вас недостаточно денег: вместо того, чтобы сказать «на это у нас денег нет», ответьте, что «эта покупка не входила в наши планы, мы пришли за тем-то и тем-то. Давай купим тебе игрушку в другой раз». И если у вас остаётся какая-то совсем небольшая, может даже символическая сумма денег, которую можно потратить, предложите ребёнку: «Ты знаешь, в другой раз купим то, что ты хочешь, но сейчас у нас хватает денег только на покупку мыльных пузырей. Если не хочешь их, выбери себе что-то другое в пределах вот этой суммы».

• Если игрушка стоит очень дорого, и вы можете купить её только в связи с каким-то событием, то так скажите об этом ребёнку. «Да, это чудесная игрушка, но у неё очень большая цена. Я не могу купить её просто так, но если хочешь, можно выбрать её как подарок ко дню рождения/Новому году/8 Марта. Что ты об этом думаешь?».

• Игрушка настолько дорогая, что вы не можете купить её даже в качестве праздничного подарка. В этом случае вы можете ответить примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь получить эту игрушку. Но я считаю, что её цена неоправданно высока. Чтобы купить эту вещь, мне и папе нужно работать весь месяц и потратить всю зарплату только на это. Или иначе: если мы купим её сейчас, то, в ближайшие 2-3 года, тебе придётся обойтись без подарков. Я считаю, что это не стоит того удовольствия, которое можно получить от этой игрушки. Давай лучше посмотрим что-то другое».

• Ребёнок просит купить очередную куклу, машинку или робота из коллекции. Узнайте, какую потребность таит в себе эта просьба – если ребёнок серьёзно коллекционирует что-то, то лучше отнестись к этому с пониманием. Обсудите условия – каким образом и когда именно будет пополняться коллекция. Научите ребёнка получать удовольствие, рассматривая и предвкушая покупку, получать наслаждение от выбора и ожидания. А затем обыграйте сам процесс покупки, сделав его значимым и радостным событием.

• Игрушка, понравившаяся вашему ребёнку, в данном магазине стоит слишком дорого. Прямо скажите это ребёнку: «Ты знаешь, абсолютно такая же кукла/машинка в таком-то магазине стоит намного дешевле. За те же деньги, которые здесь с нас просят за эту вещь, можно приобрести её там, и тогда у нас останутся ещё деньги на покупку йогурта и бананов. Зачем же мы будем переплачивать? Давай немного пройдёмся, и купим эту куклу там».

• Если ваша семья в данный период испытывает финансовые трудности, и вы можете покупать только предметы первой необходимости – не нужно скрывать это от ребёнка. Попробуйте рассказать ему об этом так: «Солнышко, у нашей семьи в денежном плане пока сложный период. Поэтому мы вынуждены на некоторое время сократить свои расходы, покупая только наиболее важные вещи: продукты питания, одежду и т.д. У нас не получится, к сожалению, некоторое время просто так дарить тебе игрушки. Однако это не значит, что мы перестали тебя любить, просто сейчас мы действительно не можем это сделать. Тем не менее, на Новый год, как и на любой другой праздник, ты можешь выбрать себе небольшой подарок. Приближается твой день рождения. Поэтому подумай, от какого подарка ты получил бы наибольшую радость».

Ну а если вы так богаты, что можете купить любую понравившуюся ребёнку игрушку? Казалось бы, о чём тут можно думать – ведь так просто взять и купить всё, что просит ребёнок. И многие родители так и поступают, нередко предупреждая появление желаний у самого ребёнка. И вот, у малыша есть всё самое лучшее, но почему-то он совсем не радуется, а потом он и вовсе перестаёт чего-либо желать, его ничто не удивляет. Почему это произошло – тема, заслуживающая отдельной статьи.
Что ещё посоветовать людям, имеющим детей дошкольного возраста? Постарайтесь сделать из каждого совместного с ребёнком похода в магазин маленькое приключение или занимательный учебный процесс! Как лучше это сделать?

• Если вы совершаете плановые покупки – нужно подготовиться к ним заранее: составьте список необходимых покупок, спросите у ребёнка совет по поводу какого-то пункта, при этом обязательно учтите и его пожелания. Можно попросить его запомнить какой-то пункт, чтобы в магазине он напомнил вам об этом.

• Озвучьте сумму, которую собираетесь потратить на покупки. Если вы планируете купить что-то ребёнку, то обсудите с ним сумму, выделяемую на покупку. При этом очень важно, чтобы в действительности, вы не выходили за пределы.

• Предложите ребёнку продумать маршрут вашего пути, ориентируясь на список покупок.

• Если вы хотите только присмотреться и прицениться – сразу предупредите об этом ребёнка и научите его это делать. Обсудите всевозможные варианты, помогите ему научиться делать выбор.

• Если ребёнок увлёкся какой-то игрушкой или вещью, то предложите ему тщательно рассмотреть этот предмет, чтобы понять, чем именно она так привлекла внимание вашего ребёнка. И затем вернуть обратно на прилавок. Важный урок – вовсе не обязательно нужно покупать всё, что понравилось.

• Позвольте малышу сделать самостоятельный выбор, не лишайте его права на ошибку. Пусть он сам решит, что лучше взять: груши или яблоки? Какие конфеты? Что купить сегодня – кефир или сметану? Все дети понимают и ценят, когда родители учитывают их мнение, общаются с детьми на равных.

• Ребёнка можно попросить, чтобы он помог вам выкладывать продукты из корзины на ленту, а потом разложить всё в пакеты.

• Если ребёнка заинтересовал какой-то товар, попробуйте предложить ему задать свои вопросы продавцу. Если малыш сильно стесняется, то настаивать не нужно, спросите сами. Но если он просто немного нерешителен, поддержите его.

• Дайте ребёнку возможность оплатить покупки в вашем присутствии, после попросите его отдать вам сдачу, или оставьте её ребёнку.

• В 6-7 лет желательно, чтобы ваш ребёнок уже мог распоряжаться своими, пусть даже очень незначительными, карманными деньгами. Можно выделять для него небольшую сумму один раз в неделю. Важно, чтобы ребёнок мог научиться обращаться с деньгами, набить собственные шишки. Можно дать ему подсказку, если он об этом попросит, но нужно, чтобы мог полностью самостоятельно распоряжаться этими деньгами. Только наличие собственности формирует ответственность.

Следующая новость
Предыдущая новость

Владимир Мединский, О русском воровстве, особом пути и долготерпении Registry Easy 5.6 + key FireDaemon Pro v1.9 Build 2355 Синие экраны смерти Windows. Советы для всех. Мир фантастики №6 (июнь 2009)

Последние новости