Специалисты утверждают, что чтение является одним из видов речевой деятельности. Однако если ребенку всего один год, стоит ли его учить чтению? Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует сначала выяснить, что же такое речь?
В специальной литературе существует множество определений понятию «речь». Например, у Ожегова «речь – это способность говорить, говорение», в Википедии «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил». Все эти расшифровки говорят только об одном: речь – это элемент общения. Однако никакое общение невозможно без установления и развития контактов совместной деятельности. Причем, чем сложнее совместная деятельность, тем более сложной становится речь.
Таким образом, можно сказать, что речь – это способ передачи информации при помощи использования того или иного языка. Кроме языка, также при общении человек может использовать язык жестов, мимики, танца, программирования или математики. Свой язык даже есть у животных и насекомых. Любой ребенок рождается только минимальной «программой» использования информации, в этом человек отличается от компьютера, в «мозги» которого еще на этапе производства можно заложить любую программу для обмена информацией с другими устройствами.
Поэтому для младенца в первые месяцы общение с окружающим миром происходит только через вкусовые, обонятельные, тактильные (кожные) и кинестические (двигательно-пространственные) ощущения. После рождения, ребенок воспринимает первое время только те сигналы, которые связаны с кормлением (запах молока, матери), положением тела, сухостью, касанием рук, укачиванием. Однако уже в полтора – два месяца слух и зрение становятся еще одним способом познания окружающего мира.
С этих пор у малыша увеличивается потребность в расширении форм общения, что впоследствии приводит к развитию речи. Сначала в этом участвуют только жесты, мимика, а оптом уже и звукопередача. И это неудивительно – любая живая природа использует звук (механические колебания в упругих средах) в качестве основного носителя информации для передачи на определенные расстояния. Кроме того, звук легко генерируется, распространяется и изменяется, как по интенсивности, так и по частоте.
Скорость звука в воздухе составляет 340 метров в секунду, что даже больше скорости передвижения самых быстрых наземных животных, летящего копья или стрелы. Над водными поверхностями или на открытых пространствах любой звук, издаваемый живым существом, может быть слышен на расстоянии нескольких километров.
Таким образом, на сочетаниях звуков разной интенсивности и частоты можно легко построить простую для восприятия и воспроизведения систему акустических сигналов. Однако, чтобы применить тот или иной язык, сначала нужно научиться его воспринимать. Это значит, обнаружив носитель, суметь выделить информационную составляющую и расшифровать ее.
Что касается человеческой речи, то это сложная и многогранная система навыков и умений. Приобретаются эти навыки в процессе психологического и физиологического развития человека. Существуют два вида речи: устная – слушание и говорение, а также письменная – чтение, письмо.
Какой же вид речи ребенок лучше усваивает? По словам ученых, освоение ребенком устной речи – слушания и говорения происходит фактически одновременно. Уже после шести месяцев ребенок начинает понимать наличие связи между словом, предметом и действием, а с девятимесячного возраста уже способен выполнять простые словесные указания. Со временем он сам уже начинает отвечать на слова взрослого, правда, поначалу его речь в основном состоит из жестов, мимики и звуков.
Любой человек рождается с готовым речевым аппаратом – гортанью. Однако примерно до года, этот орган располагается гораздо выше, чем у взрослых. Такое положение гортани помогает ребенку одновременно сосать и глотать молоко. После года, гортань ребенка уже начинает опускаться и становится примерно на уровне VI позвонка к двум годам. С этого времени гортань уже полноценно готова к процессу голосообразования.
Многие специалисты утверждают, что чем дольше ребенок сосет соску, тем дольше задерживается развитие его речи. Кроме того, чтобы говорить нужно уметь слышать звуки, выделить их сочетания и запомнить их. А затем при помощи голосовых связок, языка и губ повторить эти звуки, проговорить их или пропеть. И снова и снова повторять этот процесс по много раз каждый день. А потом ведь еще надо научиться соединять звуки в слоги, слова, одновременно осознавая услышанное и сказанное. Чтобы этот процесс проходил более эффективно и продуктивно, родители должны постоянно общаться и общаться со своим ребенком. Особенно это касается мам, потому, что их голос ребенок легко узнает и выделяет с самого рождения.
Развитие устной речи в первый год происходит не только на слух, но и визуально, потому, что ребенок учится распознавать звуки по движению губ. Однако пока еще зрение малыша несовершенно и в первые 12 месяцев жизни он хорошо понимает движения губ только своей мамы. Поэтому замена голоса мамы и ее губ другим голосом или монитором с записью маминого голос аи изображения ничего не принесет для развития малыша, только навредит. До года малыш нуждается именно в мамином голосе, с ее жестами, запахом, кожей и волосами.
На сегодняшний день установлено, что формирование устной речи еще в раннем возрасте и ее интенсивное развитие в первые три года жизни – это основа успешного развития высших психических функций. К первому году жизни ребенок уже знает несколько слов. Не более 20 и все они имеют персонифицированное значение: «мама» – это только его мама, и больше никто, «киса» – только вот эта кошка, и никакая другая. Но зато, сколько радости эти слова доставляют ребенку и его близким. А сколько еще трудностей дальше ожидает малыша при освоении устной речи. Поэтому не стоит безоговорочно следовать советам некоторых специалистов, утверждающих, что ребенка нужно учить читать еще до года, когда он еще устную речь только начинает осваивать.