Почему для некоторых людей писать правильно – так же легко, как дышать, а многие делают в рукописных текстах кучу ошибок? Компьютеры очень выручают тех, кто часто ошибается при письме. Но, к сожалению, случается, что и компьютеры ошибаются – возможно, грамотности наших электронных помощников учили не слишком грамотные люди?
«Корова, молоко, хорошо, порошок» - эти слова всегда будут писать без ошибок северяне или люди тех областей России, которые выросли среди «окающего» населения. И правильное написание этих слов будет получаться само собой – это впитано на слух с самого раннего детства.
С той же уверенностью слово «полЯтели» дети напишут там, где оно именно так звучит в разговорной речи. Где-то принято сокращать окончания глаголов («он гулят», «она разговариват»), где-то люди «цокают» - заменяют в речи звук «ч» на «ц».
Дети при обучении в школе искренне не могут понять, почему писать надо совсем не так, как они привыкли говорить: ведь если так говорят их родители, значит, именно так – правильно. И чем больше живая речь отличается по звучанию от литературной, тем сложнее придётся малышам научиться писать правильно.
Разумеется, огромное значение имеет усидчивость ребёнка, ведь бывает невероятно сложно заставить малыша-непоседу сделать уроки без постоянных его отвлеканий на посторонние предметы. При этом внимание рассеивается, и изучаемый материал с успехом ускользает из сознания.
Очень важно и то, обладает ли человек прилежанием и настойчивостью в достижении определённых задач. Ведь даже проживание среди исключительно правильно говорящих людей и постоянное чтение художественной литературы не будут залогом абсолютной грамотности при письме. Внимательное изучение правил правописания и многократное закрепление их на практике – обязательное условие высокой грамотности.
Однако грамотными специалистами называют и тех людей, которые являются высококлассными профессионалами в своём деле: архитекторов, военных, врачей, учёных. И совсем не обязательно, что человек, прекрасно разбирающийся в космонавтике или кулинарии, будет идеально знать правила правописания. И наоборот: твёрдое знание правил грамматики и пунктуации не гарантирует безошибочную игру по нотам или приготовление кулинарного шедевра.
Можно предположить, что здесь определённую роль играет генетически заложенная склонность каждого человека к конкретной деятельности. Проявление таланта к чему-либо или его полное отсутствие могут зависеть от того, что заложено в геноме. Возможно, поэтому мозг человека определённую информацию воспринимает с лёгкостью, а иные знания даются ему с большими трудом или не даются вообще.
А учёными, оказывается, действительно открыт ген, отвечающий за грамотность, которой обладает человек. Ген универсален: он отвечает за абсолютный уровень грамотности в любом языке и присутствует у всех, но проявляется индивидуально.
Ген весьма неустойчив, и активируется он не весь, а только его определённая часть. При этом может активироваться та часть, которая отвечает за грамотность в языке, не являющемся родным для человека. Тогда, сколько бы ни было приложено стараний в изучении правил правописания, результаты труда окажутся не слишком впечатляющими. А человек может никогда не узнать, что способен идеально правильно писать на идиш, если он всю жизнь говорит только по-китайски.