Термин жизненный цикл продукт используется в мире маркетинга, чтобы определить различные этапы, которых проходит любой продукт. Каждый продукт, который вводится на рынок проходит через тот же основной цикл. Изучая жизнь продукта, маркетологи могут оценить его эффективность и эффективнее управлять маркетингом.
Все продукты начинаются со стадии появления на рынке. Этот этап имеет место, когда продукт сначала помещают на рынок. Как правило, цена продукта является высокая на данный момент, и потребительский спрос на изделия является низким. После наблюдения за продажами в течение короткого периода времени, маркетологи могут принять решение, чтобы вытащить продукт с полок, или работать, чтобы создать спрос на продукт.
Продукты, которые переходят на второй этап, в стадию роста, должны быть грамотно разработаны и хорошо продаваться. Для того чтобы выполнить эти задачи, цена продукта должна быть снижена, в соответствии с настоящим состоянием экономики, а также необходимо запустить рекламу. Если продукт окажется популярным у потребителей, другие компании начнут производить подобные продукты. По мере увеличения конкуренции, цена продукта обычно снижается. И здесь главное — найти эффективный подход к управлению предприятием.
Этап зрелости достигается, когда популярность продукта начинает спадать. Из-за слишком большого количества конкурентов, оригинальная цена продукта станет резко снижаться. На данный момент, насыщение рынка уже произошло, и продукт направился к финальной стадии: насыщенности и упадка. Как следует из названия этапа, предполагается, что работать с продуктами, которые достигают такого уровня становится все труднее для компании. Иногда продукт может надолго задержаться на этом этапе. Например, уборка жилых помещений от компании Windex ® был впервые введен SC Johnson & Sons в 1933 году. На сегодняшний день, этот продукт по-прежнему популярен, и он остается одним из основных продуктов во многих домашних хозяйствах по всей Северной Америке. Несмотря на то, Windex ® прошел полный жизненный цикл продукта, он оставался популярным выбором потребителя. Существует некоторое расхождение в отношении обоснованности теории жизненного цикла продукта. Некоторые аналитики рынка утверждают, что не все продукты исчезают, как это имеет место с Windex ®. Другие считают, что все продукты, в том числе Windex ®, будет исчезать полностью в какой-то момент.
В любом случае, с помощью модели жизненного цикла продукта, маркетологи могут получить лучшее понимание выпускаемой продукции и клиента. Информация, собранная в течение жизненного цикла продукта позволяет производителям использовать ее для своей выгоды, для разработки новых идей и повышения эффективности предприятия.