Автор Виктор Похмелкин
Для многих ответ на этот вопрос очевиден, хотя и неоднозначен. Одни, из породы оптимистов, считают, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) установлено для защиты потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях, гарантированного возмещения им (а в наиболее трагических случаях - их близким) причиненного ущерба. Другие, не без оснований впадающие в скепсис, убеждены, что ОСАГО придумали страховщики для того, чтобы с помощью государства обирать автомобилистов и надувать пострадавших в авариях.
Доводы последних, увы, подкрепляются практикой применения рассматриваемого института на родной российской почве. Однако стоит вспомнить, что обязательное автострахование было изобретено довольно давно и в краях, далеких от наших границ, в пределах которых в то время личный автомобиль был недоступен для подавляющего большинства граждан. Если же оценивать мотивы тех, кто принимал соответствующее решение на «далеком и проклятом» Западе, то приведенные выше ответы не проходят. Практически все развитые государства заботятся о том, чтобы бремя ОСАГО было достаточно обременительно для страховых компаний, так чтобы рентабельность от этого вида страхования стремилась к нулю, а то и еще ниже. Поэтому страховщики там воспринимают его не как возможность легко обогатиться, а как довольно тяжкий долг перед государством и обществом. В то же время во многих европейских странах участниками ДТП становятся не больше десяти - пятнадцати процентов автовладельцев. Полисы же ОСАГО должны приобретать все. И это при развитой и некоррумпированной судебной системе, которая может защитить потерпевших полнее и качественнее, чем самая лояльная страховая фирма.
Конечно, интересы пострадавших в авариях учитывались. И все же у инициаторов введения ОСАГО была сверхзадача: привлечь в сферу безопасности дорожного движения мощного инвестора в лице страхового сообщества, заставить его вкладывать серьезные средства в профилактику ДТП. Если вы хотите играть на страховом рынке, то обязаны участвовать в страховании гражданской ответственности автовладельцев. Условия этого вида страхования таковы, что обогатиться за его счет вы не можете. И чтобы не разориться, вы должны снижать убытки по нему, способствовать сокращению страховых случаев, то есть дорожных аварий. Вот почему представители страховых компаний в других странах тщательно изучают причины и условия конкретных ДТП, активно предъявляют иски дорожным службам, по вине которых происходят аварии (может быть, именно поэтому там такие хорошие дороги), участвуют в приеме экзаменов для соискателей водительских удостоверений, проводят «краш-тесты» автомобилей, вкладывают сотни миллионов долларов и евро ежегодно в другие эффективные мероприятия по снижению аварийности. Результаты налицо: количество ДТП во всех этих странах неуклонно уменьшается, равно как и число погибших в них людей.
А теперь вернемся в Россию. Наше законодательство об ОСАГО настолько комфортно для страховщиков, что они и не помышляют о каких бы то ни было значительных усилиях по обеспечению безопасности дорожного движения. Им и так неплохо живется. За последние три года средняя убыточность по данному виду страхования не достигла шестидесяти процентов, хотя по закону должна быть не меньше восьмидесяти процентов. Но ребята, прочно засевшие в страховых офисах, твердо знают: когда у них возникнут проблемы, Правительство и Государственная Дума, с которыми давно налажены прочные контакты, их не заставят заниматься факторами аварийности и сокращением ДТП. Они, как всегда, будут решать эти проблемы за счет миллионов безропотных автомобилистов, заставив их платить еще больше за полисы ОСАГО и продолжать терпеть произвол страховщиков при наступлении страхового случая.Так и будет продолжаться, если мы не поймем, зачем на самом деле нужно ОСАГО, и не перестанем быть настолько безропотными.
Источник