Не секрет, что часто, даже в деловых вопросах, люди больше прислушиваются к тем, чья внешность вызывает доверие, причем это происходит независимо от того, можно ли на самом деле доверять этому человеку. Многим людям нелегко отказаться от привычки судить о моральных качествах и характере другого человека по его внешности.
Специалисты психологи из Уорикского университета в Великобритании провели эксперименты, которые в очередной раз доказали, что даже в денежных вопросах большинство людей оценивают надежность партнера по его лицу. В ходе исследования ученые использовали фотографии нескольких десятков людей, которых сняли в двух видах: один снимок физиономии должен был внушать доверие, а другой – нет. Также оба выражения усугублялись специалистами на компьютере при помощи фоторедактора, при этом они старались, чтобы в снимках не было присутствия неестественности или карикатурности физиономий.
После этого психологи пригласили несколько добровольцев и предложили сыграть в одну финансовую игру. Каждому из участников была выдана некоторая сумма денег, часть которой по желанию он мог отдать какому-то доверенному лицу из тех, что были запечатлены на снимках. Кроме того, по условиям этого эксперимента, отданная сумма утраивалась, но доверенный сам решал какую часть прибыли отдать обратно. Получается, что участник этой игры должен был по фотографии определить кто из доверенных лиц будет самым честным и отдаст максимум денег.
Результаты эксперимента были опубликованы в веб-журнале PLoS ONE, где сообщалось, что тринадцать добровольцев из пятнадцати отдали больше всего денег тем, чье лицо на фото внушало наибольшее доверие. После этого, участники узнали от психологов информацию по каждому человеку, изображенному на снимке. Таким образом, участники опыта узнали, кто из них оказался надежным партнером, а кто – нет. Оказалось, что эта информация не имела большого значения относительно того, насколько сильно влияет на человека зрительное впечатление от внешности. Если человек видел перед собой два лица, внушающих ему доверие, но один из них являлся жуликом, а другой честным человеком, то честный перед жуликом имел всего шести процентное преимущество.
Выходит, что в основном человек решает, стоит ему доверять какому-либо партнеру или нет, в основном исходя из внешности предполагаемого кандидата. Поэтому никогда не стоит посмеиваться над теми людьми, кто оказался обманут втершимися в доверие к ним мошенниками. Любого могут обмануть открытое лицо, прямой взгляд и крепкое рукопожатие, даже если при этом ему будут в ухо кричать, что этому человеку нельзя доверять ни в коем случае. Но с другой стороны можно посоветовать тем, кто собирается на важное собеседование потренироваться в актерских навыках и умении изображать честного парня. Иногда это может пригодиться гораздо больше, чем наличие опыта, образования и рекомендаций.